Премирование работников организации |
Исходя из ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), наниматель вправе поощрять работников.
Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Главной мотивацией повышения производительности труда является правильно выстроенная прогрессивная система оплаты труда, максимально учитывающая личный результат работы сотрудника.
Премия относится к дополнительным выплатам стимулирующего характера и начисляется, как правило, за достижение конкретного результата в работе организации.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы) и иные выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (ч. 1 ст. 63 ТК).
Премия выплачивается работнику за достижение определенных результатов в работе за определенный период времени (месяц, квартал и др.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Критерии премирования необходимо четко прописать в локальном правовом акте, регулирующем оплату труда.
НА ЗАМЕТКУ!!!
Выплата премии является обязательной для нанимателя при достижении работником необходимых критериев премирования, установленных локальным правовым актом.
Порядок выплаты премий для некоторых категорий работников регламентирован нормативными правовыми актами.
Формы, системы и размеры оплаты труда государственных служащих устанавливаются законодательством (ч. 2 ст. 63 ТК).
Заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, надбавок за класс государственного служащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством (п. 1 ст. 48 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Руководители государственных органов производят ежемесячное премирование государственных служащих, направляя на эти цели средства, выделенные из бюджета и иных источников финансирования государственных органов, в размере 30 % суммы расчетных должностных окладов государственных служащих, а также средства экономии фонда оплаты труда. При этом средства экономии фонда оплаты труда кроме их направления на ежемесячное премирование могут направляться на выплату единовременных премий (денежных вознаграждений), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п. 9.1 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.06.2013 № 56).
Формы и системы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда — законодательством (ч. 3 ст. 63 ТК).
При оплате труда работников бюджетных организаций необходимо руководствоваться в том числе Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», согласно п. 1 которого заработная плата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих и компенсирующих выплат. К стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии.
Составляющей частью заработной платы работника бюджетной организации должна быть премия, выплачиваемая в порядке, регламентированном локальным правовым актом.
Выплата премий некоторым категориям работников предусмотрена отраслевыми документами. Премирование должно быть направлено, прежде всего, на повышение материальной заинтересованности работников здравоохранения в повышении эффективности оказания медицинской помощи населению и проводимых ими мероприятий по оздоровлению населения, снижению уровня заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности и улучшению качества обслуживания престарелых и инвалидов, достижению наилучших результатов в работе и высокого качества труда (п. 2 Порядка выплаты премии работникам учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.11.1997 № 299).
С целью достижения поставленных перед организацией целей нанимателю необходимо разработать и внедрить на практике эффективную систему премирования в зависимости от результата финансово-хозяйственной деятельности организации.
Как правило, порядок премирования работников прописывается в Положении об оплате труда или Положении о премировании.
Положение об оплате труда является основным документом, на основании которого рассчитывается заработная плата работников организации, в том числе премия, и в котором указывается система оплаты труда, применяемая для каждого структурного подразделения, перечисляются оклады (тарифные ставки) работников, причитающиеся им надбавки, премии, компенсационные выплаты и др.
В зависимости от системы оплаты труда наниматель может разработать и утвердить Положение о премировании, которое, в свою очередь, может являться частью Положения об оплате труда.
В разделе «Премирование» Положения об оплате труда необходимо четко установить критерии выплаты премии работникам, ее размеры в зависимости от достижения конкретного показателя, а также основания для ее невыплаты.
Критерии премирования могут быть как общими для всех работников организации, так и различаться в зависимости от конкретных обязанностей работников определенного структурного подразделения.
В качестве критериев премирования сотрудников коммерческой организации могут выступать:
- выполнение прогнозных показателей;
- обеспечение роста производительности труда, опережающей рост заработной платы;
- рост объемов реализации готовой продукции;
- рост объемов производства;
- прибыль и рентабельность;
- экспорт (импорт) и сальдо внешней торговли;
- внедрение в производство инновационных технологий;
- расширение рынков сбыта продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции и др.
В локальном правовом акте, регулирующем выплату премии работникам, как правило, необходимо установить критерии, которые будут являться основаниями для снижения размера либо невыплаты премии.
В качестве критериев невыплаты сотруднику коммерческой организации премии могут выступать:
- снижение объемов производства;
- рост складских запасов готовой продукции;
- непринятие мер по обеспечению безопасных условий труда;
- рост убытков от реализации продукции;
- несчастный случай на производстве по вине ответственного должностного лица;
- наличие задолженности по выплате заработной платы работникам организации и др.
Необходимо учитывать, что критерии премирования некоторых категорий работников установлены нормативными правовыми актами. Так, условия оплаты труда руководителей (их заместителей) государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, созданных в форме государственных объединений (концернов) государственных и иных юридических лиц, определены Положением об условиях оплаты труда руководителей (их заместителей) государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2002 № 1279 (в редакции постановления от 14.04.2020 № 223), согласно п. 5 которого премии выплачиваются руководителям концернов (их заместителям) за выполнение доведенных в установленном порядке:
- прогнозного показателя по уровню рентабельности продаж — в размере не более 30 % оклада;
- иных прогнозных показателей в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и других показателей — за каждый показатель в размере не более 10 % оклада.
Рекомендации по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденные постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20.12.2010 № 41 (далее — Рекомендации № 41), могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли и общественного питания, независимо от организационно-правовых форм, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами.
Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности в организациях вводится в целях усиления стимулирующей роли премий в увеличении объемов товарооборота, производства и реализации продукции собственного производства, увеличении продажи товаров отечественного производства, экспортных поставок, повышении эффективности работы, снижении уровня расходов, включаемых в затраты по реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, развития безналичных расчетов, экономии всех видов материальных затрат (п. 15 Рекомендаций № 41).
В п. 16 Рекомендаций № 41 приведены показатели, за которые предложено премировать работников торговли и общественного питания.
Основания для снижения размера премий приводятся в п. 17 Рекомендаций № 41.
Работникам могут быть установлены и другие показатели премирования (снижения премии), от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации. Число показателей и условий премирования устанавливается не более двух-трех для каждой категории работников с целью сохранения связи премирования с основными задачами и результатами деятельности коллектива. Премия работникам выплачивается за выполнение каждого показателя, установленного Положением о премировании (п. 18 Рекомендаций № 41).
Основанием для обязательного снижения (лишения) премии является нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производственные упущения (п. 19 Рекомендаций № 41).
Показатели, условия и размеры премирования работников определяются в Положении о премировании и утверждаются руководителями организаций. Конкретные размеры премий работников устанавливаются в соответствии с их личным вкладом в результаты работы при условии соблюдения требований по охране труда и пожарной безопасности. В целях усиления стимулирующей роли премий и упрощения расчетов премирование целесообразно осуществлять по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации за месяц (п. 21 Рекомендаций № 41).
При начислении премии руководителю и главному бухгалтеру организации необходимо учитывать требования Указа Президента Республики Беларусь от 26.10.2020 № 381 «Об обеспечении расчетов с бюджетами» (далее — Указ № 381), согласно п. 1.1 которого начисление и выплата предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми договорами премий, бонусов, вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей руководителю и главному бухгалтеру (их заместителям) юридического лица (его обособленного подразделения) не производятся за:
- календарные дни, в которых имелась задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда);
- месяцы, в которых допущена просроченная задолженность по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджет фонда.
Несоблюдение требований, установленных в п. 1.1 Указа № 381, руководителем и главным бухгалтером (их заместителями) юридического лица (его обособленного подразделения) является грубым нарушением трудовых обязанностей (п. 1.3 Указа № 381).
Примерная форма Положения о премировании
Алексей ШТЕЙНЕР
<...>