Повышается роль нанимателя в сфере внешней трудовой миграции |
Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2025 № 202 «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» для работодателей, привлекающих трудовых мигрантов, установлены дополнительные обязанности (далее — Указ № 202).
Дополнительные обязанности для нанимателей установлены в целях совершенствования государственной политики в области внешней трудовой миграции, создания безопасных условий для осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами.
Для целей Указа № 202 под трудящимися-иммигрантами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въезжающие (въехавшие) в Республику Беларусь для осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя либо осуществляющие такую деятельность в Республике Беларусь независимо от получения нанимателем специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Нормы Указа № 202 не распространяются на граждан государств — членов Евразийского экономического союза (Армении, Казахстана, Кыргызстана, России).
Для нанимателей, привлекающих трудящихся-иммигрантов для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, устанавливаются следующие обязанности:
1) заключить трудовые договоры в определенные сроки.
Наниматели обязаны заключить трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами в следующие сроки:
а) если специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью уже получено — не позднее 30 календарных дней с даты въезда соискателя в Республику Беларусь;
б) для въехавших до получения специального разрешения — в течение 30 календарных дней с даты получения специального разрешения (п. 1.1 Указа № 202);
2) определить лиц, ответственных за осуществление контроля.
В соответствии с п. 1.2 Указа № 202 наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля:
-
трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов;
-
условий пребывания (проживания) трудящихся-иммигрантов.
Локальные правовые акты — это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).
Ответственных лиц нанимателю необходимо назначить распорядительным документом (приказом или распоряжением) или закрепить такие обязанности в должностной инструкции сотрудника;
3) обеспечить посещение места пребывания (проживания) трудящихся-иммигрантов.
Такая обязанность установлена п. 1.3 Указа № 202.
Обеспечить посещение места пребывания (проживания) своих иностранных работников необходимо не реже одного раза в период действия трудового договора.
При посещении оцениваются:
-
фактическое проживание по месту временного пребывания (проживания), определенному согласно законодательству;
-
соответствие условий проживания санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам и иным обязательным для выполнения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
-
соблюдение правил пользования жилыми помещениями и их содержания (в случае проживания трудящихся-иммигрантов в жилых помещениях).
К участию в проведении посещений по запросу нанимателя могут быть привлечены:
-
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
-
органы внутренних дел;
-
другие компетентные государственные органы и организации.
Трудящиеся-иммигранты обязаны обеспечить доступ в помещения, находящиеся в их владении и пользовании.
При выявлении нарушений наниматели принимают меры по их устранению и при необходимости информируют компетентные государственные органы и организации о результатах посещения трудящихся-иммигрантов;
4) организовать оценку знания языка.
До заключения трудового договора наниматель обязан организовать оценку знаний соискателем одного из государственных языков в пределах, необходимых для общения (п. 1.4 Указа № 202).
Для реализации данного пункта правительство в течение трех месяцев определит:
-
перечень профессий рабочих (должностей служащих), по которым знание одного из государственных языков Республики Беларусь является обязательным;
-
порядок оценки знаний трудящимися-иммигрантами одного из государственных языков Республики Беларусь.
В случае неудовлетворительного результата оценки знаний трудящимся-иммигрантом одного из государственных языков Республики Беларусь наниматель отказывает ему в приеме на работу и заключении трудового договора;
5) обеспечить контроль сроков действия документов трудящегося-иммигранта.
В соответствии с требованием п. 1.5 Указа № 202 наниматель обеспечивает контроль срока действия документов своего работника-иммигранта, необходимых для пребывания в Республике Беларусь и осуществления трудовой деятельности.
К таким документам относятся:
-
виза Республики Беларусь;
-
документ, удостоверяющий личность;
-
водительское удостоверение;
-
иные документы.
К иным документам, необходимым для осуществления трудовой деятельности, относится, например, удостоверение по охране труда.
Работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда установленной формы (п. 49 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175) (в редакции постановления от 29.05.2020 № 54);
6) ознакомить с документами.
В обязанности нанимателя входит ознакомить трудящихся-иммигрантов на понятном для них языке (или государственном, если трудящиеся-иммигранты обязаны знать один из государственных языков согласно п. 1.4 Указа № 202) с документами, регламентирующими их права и обязанности.
К таким документам относятся:
-
должностная (рабочая) инструкция;
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
инструкция по охране труда.
Также в обязанности нанимателя входит осуществление проверки знаний перечисленных документов. Порядок проведения такой проверки знаний Указ № 202 не устанавливает;
7) не осуществлять временный перевод.
Наниматель вправе временно перевести работника к другому нанимателю при соблюдении условий, установленных ст. 321 ТК.
Однако наниматель не вправе осуществлять временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю согласно п. 1.7 Указа № 202.
Невыполнение нанимателями требований, предусмотренных в п. 1 Указа № 202, является осуществлением деятельности с использованием труда иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением установленного порядка и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
За нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и законодательства о внешней трудовой миграции установлена административная ответственность на основании ст. 24.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Обязанности трудящегося-иммигранта, вытекающие из требований к осуществлению трудовой деятельности и пребыванию, являются обязательными условиями заключаемого с ним трудового договора.
Несоблюдение трудящимся-иммигрантом данных условий может служить основанием для досрочного расторжения с ним трудового договора (ч. 2 п. 2 Указа № 202).
Алексей ШТЕЙНЕР