Современная практика работы по управлению занятостью персонала |
Одной из главных экономических предпосылок продуктивной работы организации любой формы собственности является обеспечение эффективной занятости персонала, сохранение ее кадрового потенциала. Представителями госорганов в последнее время подчеркивалось, что успешность деятельности, например, промышленных предприятий, заключается не только в их прибыльности, но еще и в сохранении инженерной школы и трудового коллектива.
ТЕНДЕНЦИЯ ЗАНЯТОСТИ ПЕРСОНАЛА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ
Состояние рынка труда сегодня коренным образом отличается от ситуации прошлых лет. Во всех странах царит мировой экономический кризис, вызванный пандемией, причем никто не знает дальнейшее развитие ситуации. Учитывая открытость экономики нашей страны, коронакризис, естественно, влияет и на нее.
Кроме того, наблюдаются такие неблагоприятные долгосрочные демографические тенденции, как снижение в стране численности населения и сокращение рабочей силы, занятой в экономике. Так, по данным Белстата, за прошлый год население Беларуси уменьшилось на 60,6 тыс. человек. В июне т.г. в экономике республики было занято 4267,6 тыс. человек (в июне 2020 г. — 4300,8, в июне 2019 г. — 4323,8 тыс. человек). В топ-5 видов экономической деятельности входят промышленность (23,5 % от всех занятых), оптовая и розничная торговля и ремонт автомобилей и мотоциклов (14,4 %), образование (10,5 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство (8,7 %), здравоохранение и социальные услуги (7,6 %).
Ухудшаются возрастные пропорции персонала. Например, в ряде отраслей реального сектора экономики наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности работающих в старших возрастных категориях. Количество работников в возрасте до 29 лет за последние годы уменьшается здесь по всем категориям персонала, как в абсолютных, так и удельных показателях, а доля работников в возрасте старше 50 лет в общем количестве персонала наоборот увеличивается.
У работодателей растет спрос на рабочую силу. Всего на сайте государственной службы занятости в начале августа т.г. было размещено 96 900 вакансий. Наиболее востребованными остаются уже длительное время медицинские работники, водители, кассиры, слесари-ремонтники, инженеры.
На учете в службах занятости в качестве безработных на 1 июля 2021 г. состояло 7,9 тыс. человек, что на 20,7 % меньше, чем на 1 июля 2020 г. (10 тыс. человек). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,2 % и по сравнению с 1 июля 2020 г. не изменился. Уровень безработицы, подсчитанный Белстатом по методологии Международной организации труда, составил во 2 квартале т.г. 4 % от численности рабочей силы (для сравнения: в первом квартале 2019 доковидного года данный показатель составлял 4,6 %). Считается, что социально допустимые пределы безработицы составляют около 5 %.
Среди женщин уровень безработицы — 3,3%, среди мужчин — 4,7 %. В общем количестве безработных женщин было 40,5 %. Такие же тенденции роста занятости женщин в трудоспособном возрасте и, наоборот, снижения занятости мужчин наблюдаются на рынках труда многих развитых стран. Подобная динамика объясняется прежде всего тем, что сегодня женщины более мобильны и сильнее мотивированы на поиск работы. Помогает также этому и их более высокий уровень образования. Кроме того, все больше нивелируется четкая грань между мужскими и женскими профессиями. Самый высокий уровень занятости приходится на возраст 25–50 лет. Большинство безработных искали работу самостоятельно — через газеты, Интернет, рекомендации родственников и знакомых.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Основным инструментом реализации политики занятости в текущей пятилетке станет Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 777 (далее — Программа). Этот масштабный документ определяет приоритеты деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения. Программа нацелена на повышение эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями развития экономики. Чтобы достичь этой цели предусматриваются меры по снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы и повышению ее конкурентоспособности, стимулированию экономической активности незанятого населения, содействию занятости высвобождаемых работников в условиях реструктуризации экономики.
<...>