Парирование замечаний собеседников |
Существует два способа достижения цели: с помощью собственных ума и знаний или путем спекуляции на чужой глупости и невежестве.
Жан де Лабрюйер
Замечания — это естественные реакции в любой беседе, поэтому, получив их от оппонента, не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен оправдываться. В момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным. Ожидая вашу реакцию, он становится очень чувствительным к любому знаку вашего недоверия или невнимания. Услышав возражение или замечание, важно полностью контролировать свое поведение.
Как вы относитесь к замечаниям? Мешают ли они вам в достижении договоренности в беседе или не мешают? Видимо, не мешают, ибо человек без замечаний — это человек без собственного мнения.
Замечания, реплики в ходе дискуссии часто играют роль защитной реакции, естественного сопротивления, оказываемого всему новому, в том числе информации, требующей изменения мнения. Замечания собеседника означают, что он вас активно слушает, следит за вашим выступлением, тщательно проверяет вашу аргументацию и все обдумывает. Поэтому замечания и доводы собеседника не следует воспринимать как препятствия в диалоге, наоборот, они облегчают беседу, так как выступают важными маркерами:
- начал ли вообще ваш собеседник интересоваться темой;
- в каких положениях еще предстоит убедить собеседника;
- что думает собеседник о сути дела.
Разновидности замечаний
Разновидность замечания |
Характеристика замечания |
Анализ |
Причина |
Тактика |
Невысказанное замечание |
Замечание, которое собеседник не успевает, не хочет или не смеет высказать, поэтому вы должны сами его выявить и нейтрализовать |
Собеседник не произнес ни слова, но заметно, что он выражает сомнение и недовольство |
Молчаливость или недоверие к вам, а часто невозможность сделать замечание из-за вас самих |
Обуздать свою разговорчивость и перейти к диалогу с собеседником с помощью «открытых вопросов», например: «Что вы думаете об этом?», «Какой подход, по вашему мнению, лучше?», «Какие возможности для устранения этого вы видите?» |
Отговорка |
По своей сути не является настоящим замечанием |
По смыслу высказанное не соответствует предшествующей аргументации. Это может быть маневром или нежеланием продолжать беседу. Часто это является сигналом того, что вы еще не добились контакта с собеседником, поэтому тема его еще не заинтересовала |
Слишком быстрый переход к аргументации. Причиной может быть и нерешительность вашего собеседника |
Принять замечание к сведению и больше по его поводу не дискутировать |
Предубеждение |
Относится к причинам, вызывающим неприятные замечания, особенно в том случае, если точка зрения собеседника полностью ошибочна. Тогда никакие контрдоказательства не помогут, так как его позиция имеет под собой эмоциональную почву и, следовательно, логические аргументы здесь бесполезны |
Собеседник пользуется «агрессивной» аргументацией, выдвигает особые требования или видит только отрицательные стороны предмета беседы (он пессимист) |
Неверный подход с вашей стороны, антипатия к вам, ошибочно составленная аргументация, неприятные впечатления |
Разграничение предубеждений и субъективных замечаний, выяснение мотивов и точки зрения собеседника, «наведение мостов» с подготовкой отступления |
Ироничное (ехидное) замечание |
Является следствием плохого настроения собеседника, а иногда и его желания проверить вашу выдержку и терпение |
Непрочная связь с предшествующим ходом беседы. Замечания носят вызывающий и даже оскорбительный характер |
Недовольство вашим поведением, плохое настроение или «спортивное» изучение ваших возможностей |
Проверить, сделано ли замечание всерьез или оно имеет характер «спортивного» вызова. В любом случае нельзя идти на поводу. Реакция может быть остроумной или вообще никак не проявиться — замечание можно пропустить мимо ушей |
Стремление к получению информации |
Замечание, указывающее на это, является доказательством заинтересованности вашего собеседника и наличия недостатков в передаче информации |
Собеседник явно хочет получить дополнительную информацию, вероятно, ему не все ясно |
Неясность вашей аргументации и, возможно, неуверенное положение. Кроме того, часто собеседник хочет получить дополнительную информацию для своих целей или же он прослушал какие-то детали |
Дать спокойный и уверенный ответ и попытаться разобраться вместе с ним в том, что ему пока неясно |
Желание проявить себя |
Многие замечания можно объяснить стремлением собеседника высказать собственное мнение. Он хочет показать, что не поддался вашему влиянию или что в данном вопросе он максимально беспристрастен |
Собеседник выступает с неделовыми замечаниями, цель которых — лишь высказать собственное мнение и подчеркнуть необходимость его вмешательства |
Замечания собеседника вызваны слишком сильной аргументацией с вашей стороны. Виноват в этом, возможно, ваш излишне самоуверенный тон |
Не создавать впечатления, что все выводы исходят от вас и вы держите все нити в своих руках. Нужно, чтобы собеседник нашел известное подтверждение своих идей и мнений. Примеры: «Соответствует ли это вашему мнению?», «Что подсказывает вам опыт решения таких вопросов?» |
Замечание субъективного характера |
В любой среде есть люди, которые уверены, что их проблемы уникальны и что их дела нельзя сравнивать с делами других людей, одним словом, они занимаются чем-то исключительным |
Типичная формулировка вашего собеседника в данном случае: «Все это прекрасно, но мне это не подходит» |
Ваша информация малоубедительна. Недостаточно внимания уделяете личности собеседника. Он не доверяет вашим источникам информации, а потому не ценит и приводимые вами факты |
Постарайтесь поставить себя на место собеседника, принять во внимание его проблемы. Нужно больше внимания уделять преимуществам и возможностям предлагаемых решений |
Объективное замечание |
Замечания, которые собеседник высказывает для того, чтобы развеять свои сомнения, то есть замечания, на которые он вполне искренне, без всяких уловок, хочет получить ответ, чтобы выработать собственное мнение |
Собеседник не согласен с предложенным решением. У него еще сохранились веские причины против конкретного решения, он не принял вашего объяснения по поводу преимуществ предложенного решения |
У собеседника другой подход к решению проблемы, и он не согласен с вашим вариантом |
Не противоречить собеседнику в открытую, довести до его сведения, что вы учитываете его взгляды, а потом объяснить, какие преимущества дает ему ваше решение. Пример: «Мы понимаем ваш подход к проблеме. Поэтому давайте еще раз вместе с вами рассмотрим этот вопрос» |
Общее сопротивление |
Замечания возникают у собеседника, как правило, в начале беседы, поэтому они не являются и не могут быть конкретными. Попытаться разобраться в них — значит свернуть с дороги |
Замечания собеседника неясны, они имеют общий характер |
Собеседник еще не познакомился с вашей аргументацией, а тема беседы четко не определена. Если фронтальное сопротивление будет возрастать, то это означает, что тема или тактика вами выбрана неверно |
Четко определить тему беседы и начать аргументацию. Если сопротивление растет, нужно пересмотреть тактику в отношении собеседника, а в крайнем случае — изменить и тему беседы. Пример: «Я предлагаю сначала выявить тему беседы и ознакомить вас с нашими аргументами. Это позволит вам и нам более точно определить предмет беседы и привести его в соответствие с вашими требованиями» |
Последняя попытка |
Эти замечания собеседник делает очень редко всерьез. Перед окончанием беседы его охватывает неприятное «ощущение конца». Он уже начинает размышлять о трудностях и препятствиях, связанных с реализацией принятого решения, у него возникает страх из-за преждевременности принятых мер |
Эти замечания являются лишь слегка измененными замечаниями, которые собеседник высказывал ранее и на которые он уже получил ответ. Это сигнал к завершению беседы и принятию окончательного решения |
Эти замечания — симптом последней, часто тщетной попытки собеседника отсрочить принятие решения. Эта попытка, скорее, делается для очистки и успокоения совести |
Вместо того чтобы прямо отвечать на подобные замечания, целесообразно привлечь еще один косвенный аргумент в пользу предложенного решения и после этого быстро перейти к принятию решения |
Существуют конкретные психологические методы нейтрализации замечаний собеседника, которые существенно снижают их негативное воздействие. Важнейшие из них мы рассмотрим в следующий раз.
Ольга НАТАЛЕВИЧ
<...>