Осторожно: трудоголизм! |
Большинство из нас на собственном опыте убеждаются в том, что часто выполнение производственных задач требует от нас такой самоотдачи, отнимает столько сил и энергии, что вечерами мы уже просто не в состоянии заниматься какими-либо иными делами (например, своей семьей), не говоря уже о том, чтобы после проглоченного на ходу ужина отправиться в клуб для участия в интересной дискуссии. Можно еще, пожалуй, как-то выкроить немного времени для того, чтобы покопаться в саду или посмотреть телевизор, да и то не увлечения ради, а чтобы просто отключиться.
При этом если человек успешно справляется со своими обязанностями, то перед ним, как водится, ставят все новые и новые задачи. Возрастают ответственность и объемы работы. Выходя из своего кабинета, покидая свое рабочее место, нельзя, к сожалению, выбросить из головы все связанные с работой мысли, «перезапрограммировать» их на семейную жизнь: пробелы в белорусском языке одного сына и трудности в математике — другого, организацию очередного отпуска или посещение театра. Все чаще мы ловим себя на желании отложить что-либо на «потом». Откладываем всегда что-то конкретное, но, к сожалению, оказывается, что это была сама жизнь.
Не приходилось ли и вам откладывать жизнь на «потом»?
Хотелось бы предостеречь от этого! Те, кто надеется на жизнь на «потом», то есть после выхода на пенсию, испытывают шок, уйдя на покой, ибо у них не остается ничего, с чем бы они могли себя отождествлять. Они знают только свою работу, с которой не без успеха — если не лучше! — справляются их преемники. Разве им не горько сознавать, что они стали ненужными?! Разве им помогут преодолеть разочарование часы или грамота, которые обычно вручают на прощание?! Так возникает вакуум, возмездие за неправильный образ жизни. Врачи и психологи называют это явление «пенсионным шоком». Такой шок нередко приводит к болезни или скоропостижной смерти. Шок возникает не от того, что все это грянуло как гром среди ясного неба, а от того, что человек вдруг осознает, что полное отождествление с работой за все эти годы привело к потере собственного «Я».
Когда кто-то говорит, что он отдает работе всего себя, живет только работой, что у него просто нет времени для тех или иных увлечений, что в то немногое свободное время, которое ему выпадает, ему удается прочитать разве что специальную литературу, можем ли мы считать его хорошим работником?
Найдется немало руководителей, которые бы таких работников с руками оторвали. «Неутомимая рабочая лошадка», будь то мужчина или женщина, которая всегда на месте, всегда готова вытащить «застрявшую в навозе телегу», всегда независима от «внешних» условий, а потому чрезвычайно мобильна, — это очень ценный труженик. Перед ним нужно лишь поставить задачу, и она так захватывает его, что он со всей энергией бросается на ее решение.
Замечательно и похвально, не правда ли?
Если бы не одно «но».
В переводе с латинского слово «интерес» означает приблизительно «быть при этом». Чем больше интереса человек испытывает к какому-либо делу, тем ближе он к нему становится. Высшая степень интереса достигается тогда, когда человека от дела уже ничто не отделяет, он отождествляет себя с ним и полностью ему подчиняется. Работа становится частью его «Я», вытесняя потихоньку все остальные «интересы», человек попадает в зависимость от нее, постепенно превращаясь в трудоголика.
Можно ли считать это идеалом?
Тем, кто придерживается такого мнения, придется призадуматься. Язва желудка, изнуряющая бессонница, инфаркт миокарда, различные психосоматические нарушения зачастую являются результатом того, что человек не умеет отключаться, не может «выбросить работу из головы». «Он принимал все слишком близко к сердцу» — такое нередко можно услышать о коллеге, которого внезапно поразил инфаркт.
Как же найти такой оптимальный вариант, чтобы, с одной стороны, человек мог работать с должной отдачей, а с другой стороны, не был так поглощен связанными с работой проблемами, чтобы не терял собственного взгляда на окружающий мир?
Среди американских менеджеров действует правило: выполни сначала все важные дела, а потом — неотложные. Это может вызвать возражение, показаться нереальным. Во многих случаях это даже вряд ли удастся.
Какая же разница между «важным» и «неотложным»?
За «неотложным» всегда стоит некто, кто торопит и подгоняет, кто назначает сроки и может заставить повиноваться.
«Важным» же является то, что имеет значение для самого человека. К сожалению, «важное» почти никогда не является срочным. Все важное без особого ущерба — вот в чем коварство! — до определенного времени можно снова и снова переносить на более поздний срок. Если человек считает важными отношения в семье, но у него за повседневными неотложными делами до этого просто руки не доходят, в один прекрасный день он может вдруг «обнаружить», что семья прекрасно обходится без него, что она живет своей жизнью и что каждый ее член идет своей дорогой.
И что тогда?
Рецепт здесь простой: с важными делами следует поступать так, как поступают со всеми неотложными делами. Если в первом случае всегда существует некто, кто подгоняет и назначает сроки, то при решении важных дел человек сам должен себя торопить, сам устанавливать себе сроки! Только он сам может сделать важное неотложным! Если не заниматься важными вопросами, то их снова оттеснят на задний план многочисленные, не терпящие отлагательства дела и… жизнь пройдет мимо!
Между миром труда и людьми должны царить взаимопонимание и взаимная симпатия. Конечно, плохо, когда работа для человека связана только с каждодневным ужасом, мукой, тоской, когда он проклинает свою профессию. Для этих людей настоящая жизнь начинается лишь после окончания работы, и они вполне серьезно полагают, что жизнь дана лишь для развлечений, наслаждений, различных увлечений, встреч с друзьями и т.д. Как правило, такие люди остаются на мели со своими несбыточными надеждами (если, конечно, они до этого не станут мультимиллионерами!).
Однако стоит ли жить только работой, попав в зависимость от нее и став трудоголиком?
На этот вопрос необходимо ответить каждому, ибо это одновременно будет ответом на вопрос о том, что мы вообще подразумеваем под словом «жизнь».
Чтобы проверить себя, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Берете ли вы с собой работу домой или на время отпуска?
Любопытно, что некоторые работоголики пытаются замаскировать свое состояние от окружающих и, например, утверждают, что берут работу домой или специальную литературу в отпуск только потому, что им это интереснее других занятий.
2. Часто ли вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть?
Честный — по крайней мере, перед собой — трудоголик отвечает на такой вопрос: «Как правило, в такие минуты я думаю исключительно о работе».
3. Быстро ли вы работаете?
Как алкоголик стремится опьянеть побыстрее и торопится налить рюмку за рюмкой, так и работоголик находит особое удовольствие в высоком темпе работы.
4. Испытываете ли вы порой чувство вины, берясь за работу?
Один из частных признаков работоголизма — чувство вины, которое трудоголик испытывает по отношению к своей семье, друзьям, родственникам, понимая, что пренебрегает ими во имя работы.
5. Избегаете ли вы в разговорах упоминания о том, как много вы работаете?
Начинающий работоголик любит говорить о своем трудовом усердии, а хронический — избегает таких разговоров, ощущая чувство вины перед близкими людьми.
6. Испытываете ли вы непреодолимое желание не отрываться от начатой работы и работать до тех пор, пока хватит сил?
Как алкоголик не может остановиться после первой рюмки, так и работоголик теряет контроль над собой и буквально пьянеет от работы.
7. Агрессивны ли вы по отношению к окружающим?
Трудоголик склонен оценивать окружающих только через призму их трудового вклада, и беда тем, кто работает чуточку менее интенсивно!
8. Пытаетесь ли вы время от времени заставить себя не работать?
Ощущая ненормальность своего образа жизни или выслушивая упреки на эту тему от окружающих, трудоголик время от времени пытается заняться «самолечением»: например, беря более продолжительный, чем обычно, отпуск или уезжая на выходные куда-нибудь подальше.
9. Пытались ли вы перейти работать туда, где рабочее время жестко регламентируется?
Это тоже одна из форм «самолечения» — ответственность за регламентацию режима работы перекладывается на высшее начальство.
10. Подстраиваете ли вы весь образ жизни под нужды работы?
Для работоголика все в жизни, кроме работы, второстепенно. Хронические работоголики жертвуют, в конце концов, даже совместными ужинами и выходными с семьей.
11. Заметили ли вы, что теряете интерес к знакомым, которые не связаны с вашей работой?
Так как работа отнимает все больше времени, для других интересов и людей не остается времени и душевных сил.
12. Испытываете ли вы жалость к себе?
Трудоголику нравится, когда окружающие жалеют его за перегруженность работой. Это ослабляет мучающее его чувство вины и улучшает настроение.
13. Замечаете ли вы за собой стремление «запастись» работой?
Трудоголик, похоже, испытывает страх перед бездействием и старается всегда иметь работы хоть чуть-чуть да больше, чем можно сделать сегодня.
14. Пренебрегаете ли вы едой?
Работа держит трудоголика в состоянии вечной спешки, и потому он обычно питается весьма нерегулярно. Но зато уж когда он садится за стол…
15. Попадали ли вы в больницу из-за своего «работоголизма»?
Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны помнить, что «трудоголизм» является причиной многих заболеваний, в том числе гипертонии и инфаркта.
16. Часто ли вы работаете вечерами?
Как для алкоголика традиционна тяга «пропустить с утра», так и для работоголика характерна работа по вечерам и даже ночью.
17. Выполняете ли вы порой и ту работу, которая явно ниже ваших возможностей и положения?
В своем стремлении запастись работой, трудоголик принимает порой на себя и выполнение той работы, которую он вполне мог бы поручить своим подчиненным или разделить с коллегами.
18. Замечаете ли вы ослабление своей работоспособности?
Первый признак того, что трудоголик переоценил свои возможности, — ослабление его способности концентрироваться на работе.
А теперь подведем итоги.
Если вы дали ответ «да» более чем на 5 вопросов, это означает, что вы подвержены «трудоголизму».
Положительный ответ на 10 и более вопросов означает, что вас уже можно классифицировать как жертву «работоголизма».
И за вами остается выбор: продолжать жить только работой или все-таки внести коррективы в свою жизнь, сделав ее более интересной и разносторонней!
Надежда КОРМНОВА
<...>