Установлен порядок определения фонда оплаты труда, направляемого на доплаты за выполнение дополнительной работы бюджетниками |
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата (ч. 1 ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).
Дополнительная работа может выполняться в виде (ч. 2 ст. 67 ТК):
1) совмещения должностей служащих (профессий рабочих) — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
2) расширения зон обслуживания (увеличения объема работы) — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);
3) исполнения обязанностей временно отсутствующего работника — выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).
Порядок оплаты труда работников бюджетных организаций регламентирован в том числе Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27).
В соответствии с изменениями, внесенными в Указ № 27 и вступившими в силу с 01.01.2025, руководителям бюджетных организаций предоставлено право по согласованию с действующим в организации профсоюзом (при его наличии) утверждать штатные расписания со штатной численностью работников в меньшем количестве по сравнению с их численностью, определенной в соответствии с законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности (ч. 1 п. 41.1 Указа № 27).
Фонд оплаты труда по численности работников, определенной в соответствии с законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности, но не утвержденной в штатном расписании, направляется руководителями бюджетных организаций на осуществление работникам доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей (ч. 2 п. 41.1 Указа № 27).
Инструкция о порядке определения фонда оплаты труда, направляемого на осуществление доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2024 № 106/75 (далее — Инструкция № 106/75) и вступила в силу с 24.01.2025.
Инструкция № 106/75 определяет порядок определения фонда оплаты труда, направляемого на осуществление доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — бюджетные организации).
Рассмотрим основные нормы Инструкции № 106/75.
1. Правило включения в штатное расписание оптимизированных на основании Указа № 27 профессий рабочих и (или) должностей служащих
Штатные единицы по профессиям рабочих (должностям служащих), определенные в соответствии с законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности, но не утвержденные руководителем в штатном расписании, указываются в штатном расписании отдельно (ч. 1 п. 2 Инструкции № 106/75).
2. Запрет на указание в штатном расписании дополнительных единиц, не предусмотренных в соответствии с законодательством
Указание в штатном расписании отдельно дополнительных штатных единиц по профессиям рабочих (должностям служащих), не предусмотренным законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности и введенным по согласованию (решению) с республиканскими органами государственного управления (местными исполнительными и распорядительными органами, учредителем), не допускается (ч. 2 п. 2 Инструкции № 106/75).
3. Порядок определения такого фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда, направляемый на осуществление доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей работникам бюджетных организаций (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование), определяется как разница между фондом оплаты труда по штатным единицам, указанным в штатном расписании в соответствии с ч. 1 п. 2 Инструкции № 106/75, и объемом средств, направляемым на увеличение размера установленных законодательством стимулирующих выплат руководителям бюджетных организаций в соответствии с п. 41.2 Указа № 27 (п. 3 Инструкции № 106/75).
4. Составляющие заработной платы, которые учитываются для формирования фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда по оптимизированным штатным единицам, указанным в штатном расписании в соответствии с ч. 1 п. 2 Инструкции № 106/75, определяется с учетом размеров (ч. 1 п. 4 Инструкции № 106/75):
1) окладов по профессиям рабочих (должностям служащих):
-
по должностям служащих, по которым предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование, — с учетом второй квалификационной категории;
2) надбавки за стаж работы в бюджетных организациях — по стажевой группе от 5 до 10 лет;
3) надбавок (кроме надбавки в соответствии с абз. 3 ч. 1 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК) и доплат при наличии оснований для их установления в соответствии с законодательством. Надбавки, доплаты:
-
по которым установлены предельные максимальные значения размера выплаты либо средства, направляемые на эти выплаты, — определяются в размере среднего процента, сложившегося по каждой надбавке, доплате в бюджетной организации за прошлый год;
-
размер которых в соответствии с законодательством установлен в зависимости от квалификационной категории, — определяются по второй квалификационной категории.
Необходимо принимать во внимание, что в состав фонда оплаты труда не включается надбавка за контракт (абз. 3 ч. 1 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК);
4) премии — 20 % от оклада по профессии рабочего (должности служащего).
5. Условие перерасчета фонда оплаты труда
В случае изменения в соответствии с законодательством размеров базовой ставки, надбавок и доплат фонд оплаты труда, направляемый на осуществление доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей работникам бюджетных организаций, пересчитывается (ч. 2 п. 4 Инструкции № 106/75).
6. Расчет планового фонда оплаты труда работников бюджетной организации
При расчете планового фонда оплаты труда работников бюджетной организации учитывается фонд оплаты труда, направляемый на осуществление доплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей работникам бюджетных организаций (п. 5 Инструкции № 106/75).
Алексей ШТЕЙНЕР