От лекций к играм: актуальный подход к обучению по охране труда |
В преддверии Международного дня охраны труда, который состоится 28.04.2025, хочется посоветовать нанимателям не игнорировать актуальные тренды, среди которых — геймификация, деловые игры.
День охраны труда можно провести так, чтобы мероприятия стали тимбилдингом, поспособствовали сплочению коллектива и формированию команды.
Персонал привык к тому, что традиционное обучение по охране труда включает в себя лекции и практические занятия, за которыми следуют тесты для оценки усвоения материала. Этот метод имеет свои плюсы: структурированность и системность. Однако есть и недостатки, один из которых — низкая вовлеченность участников обучения. Даже если лектор использует все свои навыки и старается донести важный материал через личный опыт и эмоции, отсутствие интереса к «обязаловке» со стороны слушателей делает все усилия напрасными.
Некоторые наниматели акцентируют внимание на обучении специалистов по охране труда и руководителей («для корочки»), а рабочие недостаточно усваивают нужную информацию, потому что она представляется в слишком академичной и скучной форме.
Однако не нужно игнорировать и ставшие традиционными методы обучения. Почему?
Во второй половине XX века профессор Университета Огайо Эдгар Дэйл в своей книге «Audio-visual Methods in Teaching» представил читателям пирамиду, отражающую разнообразные форматы обучения. Основная задача его исследования заключалась не в выявлении самых эффективных методов, а демонстрации различных подходов, которые могут быть применены в педагогической практике. Важно понимать, что нельзя сразу переходить к практическим занятиям и играм, игнорируя начальные этапы (прослушивание лекций и изучение правил). И только после того как базовые знания будут усвоены, можно переходить к визуальным материалам: презентациям, плакатам, инфографике, схемам, рисункам и тому подобному, каким-либо иным аудио- и визуальным материалам, которые помогут слушателям углубить понимание и закрепить полученные знания.
<...>