Когда пора поставить подчиненного на место? 10 паттернов поведения, которые стоит пресечь |
Что делать с сотрудником, который ведет себя потребительски и пытается вами манипулировать? Или с каждым днем все больше садится на шею, изводит жалобами и игнорирует должностные обязанности? Прежде чем расстаться с таким работником, разберитесь, чем вызвано его поведение. Возможно, удастся поставить подчиненного на место и сохранить прежние деловые отношения.
«ДАЙ, ДЕНЕГ ДАЙ» — ПОДЧИНЕННЫЙ ВЫПРАШИВАЕТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА
Сотрудники, которые не могут ограничиться условиями договора и постоянно тянут деньги из работодателя, как правило, сами вызываются выполнять некие дополнительные обязанности, на что и упирают. Они сначала демонстрируют показную преданность и грубо льстят, а потом просят оплатить счет.
Самое неприятное, что такой подчиненный требует бонус и премию за каждое мелкое действие, которое не прописано в должностной инструкции. Такая педантичность опасна тем, что в ситуации, когда нужна командная работа или наступил аврал, сотрудник может подвести коллектив. А ситуации бывают разные. С такими людьми лучше разрывать отношения сразу же, пока не нашелся кто-то, кто за дополнительные льготы переманит его в самое неудобное время. И не переживайте о разрыве теплых отношений, дальше могло быть хуже.
Почему он это делает. Причина первая — у вашего подчиненного материальный мотиватор ведущий. Деньги он ставит превыше всего. При этом воспринимает вас, как и любого работодателя, исключительно как финансовый источник. Разговоры о профессиональной самореализации, сотрудничестве и взаимовыручке — для него пустой звук. Вторая причина: ваш сотрудник — шантажист. Третья — перед вами человек, не уверенный в себе, который считает себя недооцененным. Где-то внутри у него сидит чувство, что на стороне его навыки оценят по достоинству, а здесь просто используют.
Как поставить на место. Не ведитесь на требования сотрудника, а предложите перечитать сказку про золотую рыбку. Если вы намерены продолжать работать с ним дальше, четко и жестко обсудите условия и зафиксируйте их под подпись. Это может быть допсоглашение к основному договору. Цель — показать сотруднику, что компания платит ему зарплату за конечный результат, а не за выполнение рабочих процессов. Если этот результат требует дополнительных действий, он обязан их выполнять.
Когда просящий снова обратится к вам, не говорите «да» или «нет» сразу же. Попросите предоставить вам больше информации и объяснить свое требование. К примеру, спросите: «Как вы считаете, смогу ли я сейчас привлечь на эту работу специалиста с вашим уровнем квалификации и за эти же деньги? Много ли кандидатов откликнутся на объявление о вакансии?» Бывает, что взгляд на себя со стороны отрезвляет зарвавшегося любителя материальных благ.
«ЖИЗНЬ НЕ САХАР» — СОТРУДНИК ПОСТОЯННО ЖАЛУЕТСЯ НА ЖИЗНЬ
В каждом коллективе есть человек, который всегда чем-то недоволен. Если это ваш подчиненный, вы какое-то время слушаете его жалобы и даже сопереживаете. Но со временем такие жалобы превращаются в чрезмерное нытье.
<...>