Вниманию нанимателей! О порядке установления квот и их выполнения |
В Республике Беларусь вводится институт квотирования в целях расширения возможностей трудоустройства людей с инвалидностью и вовлечения в этот процесс наибольшего количества нанимателей, а также в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.06.2022 № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке установления квот и их выполнения» (далее — проект постановления) разработан в соответствии с п. 2 ст. 27 и п. 2 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения».
Проектом постановления утверждается Положение о порядке установления нанимателям квот для приема на работу инвалидов и их выполнения (далее — проект Положения).
Квоту для приема на работу инвалидов (далее — квота) предлагается устанавливать на очередной календарный год решениями местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения нанимателей ежегодно не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2025 предусмотрены переходные положения — установление квот для приема на работу инвалидов на 2025 год решениями местных исполнительных и распорядительных органов не позднее 15.04.2025.
Квота на очередной календарный год устанавливается нанимателям всех форм собственности при списочной численности работников в среднем за январь — сентябрь текущего календарного года (далее — списочная численность работников) от 100 человек, за исключением общественных объединений инвалидов, их организационных структур и образованных ими коммерческих организаций, некоммерческих организаций, бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Размер квоты будет составлять не более 4 % от списочной численности работников организации.
Установлению квоты будет предшествовать предварительная работа органов по труду, занятости и социальной защите по анализу:
-
численности инвалидов, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих профессиональные и трудовые рекомендации;
-
численности инвалидов, состоящих в трудовых отношениях;
-
численности инвалидов, зарегистрированных безработными или обратившимися по вопросам трудоустройства;
-
информации управления (отдела) по образованию о численности инвалидов, обучающихся на выпускных курсах учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
-
потребности инвалидов в осуществлении трудовой деятельности;
-
возможности трудоустройства инвалидов на свободные рабочие места (вакансии), размещенные в Общереспубликанском банке вакансий на информационном портале государственной службы занятости;
-
предложений нанимателей о возможности выделения и (или) создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты.
Практика квотирования рабочих мест для инвалидов применяется во многих странах. Например, в Германии, Франции и Венгрии под законодательство о квотировании подпадают организации более чем с 20 сотрудниками, Австрии и Польше — более чем с 25. В Испании минимальное число сотрудников — 50.
Необходимо отметить, что проектом Положения заложен механизм партнерских взаимоотношений, основанный на учете взаимных интересов между местными исполнительными и распорядительными органами и нанимателями.
-
Проект решения по установлению квот будет разрабатываться на основании информации нанимателей о возможных сроках и количестве рабочих мест к выделению и (или) созданию в счет квоты.
-
При исчислении квоты в списочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
-
Крупным нанимателям, имеющим разветвленную сеть структурных подразделений по стране, предоставлено право самостоятельно распределять установленную квоту между обособленными подразделениями.
-
Установленная квота может быть изменена с учетом поступивших от нанимателей ходатайств о наступлении объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты.
-
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты может осуществляться нанимателями на основании как прямого обращения инвалидов к ним, так и по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Квота будет считаться выполненной нанимателем в случаях, если трудовые отношения оформлены в установленном порядке с инвалидами, численность которых не менее установленного нанимателю количества рабочих мест в пределах квоты.
-
Следует отметить, что в зачет квоты учитываются также инвалиды, которые состояли в трудовых отношениях с нанимателем до принятия решения местным исполнительным и распорядительным органом.
-
Также предлагается при трудоустройстве одного инвалида I группы исполнение квоты считать выполненным в размере, кратном трем рабочим местам для трудоустройства инвалидов, инвалида II группы — двум рабочим местам.
В случае необоснованного отказа в приеме на работу инвалида, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной квоты, наниматель и (или) уполномоченное должностное лицо нанимателя привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами.
В некоторых странах за незаполнение квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Ряд государств стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Следует отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации.
В развитие проекта постановления потребуется принятие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, устанавливающего формы информации о списочной численности работников, численности работающих инвалидов, предложениях о возможных сроках и количестве рабочих мест к выделению и (или) созданию в счет квоты, уведомлений о сроках и количестве рабочих мест, выделяемых и (или) создаваемых для трудоустройства инвалидов, о наличии свободных рабочих мест (вакансий), выделенных и (или) созданных в счет квоты, о выполнении квоты, а также порядок их заполнения.
Квота для людей с инвалидностью составляет:
-
в Японии — от 1,6 % до 2 %;
-
Испании и Ирландии — 3 %;
-
Германии — 5 %;
-
Франции — 6 %;
-
Люксембурге — от 2 % до 5 % в зависимости от формы собственности и численности сотрудников предприятия.
Принятие проекта будет способствовать установлению дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов и содействовать развитию социального партнерства.
Андрей Разумов