Работа с молодыми специалистами: локальные правовые акты |
Уже совсем скоро в организации республики прибудут по распределению выпускники учреждений образования. Выпускники являются главным источником комплектования персонала на многих предприятиях реального сектора экономики. Это легко объяснимо, так как молодые специалисты, как правило, свободно владеют современными информационными технологиями и иностранными языками, гораздо проще воспринимают изменения и новации, быстрее впитывают корпоративную культуру, стандарты и правила, существующие в организации, а значит, при условии успешного построения в ней служебной карьеры, проявляют сравнительно большую лояльность к предприятию и показывают стабильную эффективность в работе.
Роль адаптации молодых сотрудников
Разрабатываются локальные правовые акты, направленные на улучшение кадровой работы по отбору претендентов на трудоустройство из числа студентов и учащихся, проходящих производственную практику. Положения регулируют систему стимулирования практикантов за разработку дипломных проектов, рекомендованных к внедрению на производство, и работников предприятия за руководство практикой. В положениях разработаны как меры материального поощрения лучших студентов за имеющие практическое значение дипломные проекты и их руководителей от завода, так и дисциплинарные взыскания, применяемые к специалистам в случае их недобросовестного отношения к руководству практикой.
<...>
В кадровой службе заключается трудовой договор, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 28 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) для такой категории работников предварительное испытание не устанавливается. В соответствии с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 54 и ч. 1 ст. 194 ТК необходимо ознакомить под роспись молодого специалиста с локальными правовыми актами компании. При этом уже начинается процесс адаптации работника, так как сотрудник отдела кадров проводит с ним краткую беседу, в ходе которой в общих чертах знакомит его с организацией, с подразделением, где предстоит тому работать. После этого представляет новичка непосредственному руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит молодого специалиста с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом, прикрепляет к новичку наставника-консультанта либо определяет руководителя стажировки из числа опытных сотрудников.
Затем следует информационное ознакомление вчерашнего выпускника с организацией и введение в коллектив. Это может быть пакет рекламных и других необходимых документов с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии, должности. Практикуется также организация вводного обучения в течение первого месяца после трудоустройства для всех вновь принятых работников, в ходе которого им излагают основы корпоративной культуры организации, перспективы ее развития, ситуацию на рынке.
Мотивация молодых специалистов
Для вчерашнего студента либо учащегося, перешагнувшего заводскую проходную уже в качестве нового сотрудника предприятия, очень важно, как его встретят в коллективе. Причем речь идет не только о морально-психологических аспектах, но и о материальной стороне. В целях материального стимулирования молодых специалистов на производстве в коллективные договоры ряда организаций республики введены специальные доплаты к должностным окладам при условии трудоустройства выпускников на такие значимые для предприятий должности, как мастер производственного участка, инженер-технолог цеховой технической части и т.д.
Для мотивации работы на предприятии и поддержания благоприятных условий труда молодых специалистов в ОАО «МТЗ» разработано и введено в действие Положение об организации работы с молодыми специалистами, которое предусматривает целый ряд дополнительных гарантий для данной категории работников. Молодые специалисты, прибывшие по направлению высших учебных заведений на предприятие, которые получили диплом с отличием, степень бакалавра (магистра) или состоящие в банке данных одаренной (талантливой) молодежи, принимаются на должности служащих по 2-й квалификационной категории, а также допускаются к аттестации в досрочном порядке на присвоение 1-й квалификационной категории. Им, кроме этого, устанавливается персональная надбавка в размере 25% к должностному окладу (тарифной ставке). По совместному решению руководства и профсоюзного комитета вне очереди может быть представлено общежитие семейного типа молодым специалистам, создавшим семью. В случае вступления в брак и при рождении ребенка молодым специалистам оказывается материальная помощь в размере 3 базовых величин. Иногородним холостым молодым специалистам предоставляется вне очереди место в общежитии.
<...>
Кадровым службам предприятий необходимо активнее привлекать к процессу адаптации молодых специалистов и другие общественные организации, в первую очередь такие, как профсоюзы, БРСМ и Советы физкультуры.
Таким образом, работодатель в большинстве организаций республики понимает свои обязательства по трудоустройству и адаптации молодого специалиста. Но и администрация, и кадровики должны быть уверены, что молодой человек, в профессиональное развитие которого много вкладывается со стороны компании, будет работать в ней какой-то период: выпускник вуза — два года, по целевому направлению — пять лет, специалист с профтехобразованием — один год. Срок работы по распределению — один из мотиваторов, который позволяет сделать выбор на рынке труда в пользу молодого специалиста.
Примерная форма Положения о стажировке молодых специалистов
Открытое акционерное общество «__» УТВЕРЖДАЮ
(ОАО «_») Директор ОАО «__»
Николаев А.И.Николаев
ПОЛОЖЕНИЕ 16.07.2020
16.06.2020 № 5
г. Минск
О стажировке молодых специалистов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует основные требования к организации и проведению стажировки молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием в ОАО «___» (далее — Организация), а также их права и обязанности, ответственность должностных лиц за организацию и эффективность этой работы.
1.2. Молодые специалисты, принимаемые на работу в Организацию, должны соответствовать следующим требованиям:
1.2.1. иметь должный уровень профессиональной подготовки по своей специальности (профессии).
1.2.2. владеть навыками работы на компьютере с распространенными программами.
1.2.3. творчески мыслить и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
1.2.4. принимать самостоятельные профессиональные решения на своем уровне и оценивать их результаты.
2. Организация и руководство стажировкой
2.1. С целью адаптации на производстве и в коллективе, а также быстрейшего достижения высокой эффективности труда молодые специалисты, окончившие учреждения образования, проходят стажировку по месту распределения в организации.
2.2. Основными задачами стажировки молодых специалистов являются:
2.2.1. приобретение необходимых практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности.
2.2.2. изучение специфики своей работы и углубление специальных знаний по технологии и экономике производства.
2.2.3. ознакомление с новейшими научными, научно-техническими и производственными достижениями.
2.3. Время стажировки включается в срок обязательной отработки молодым специалистом. Периоды длительного отсутствия на работе более двух месяцев (в связи с болезнью, отпуском, призывом на военные сборы и т.п.) в срок стажировки не засчитываются, и стажировка продлевается на период отсутствия.
2.4. Продолжительность стажировки для молодых специалистов организации устанавливается один год.
2.5. От прохождения стажировки освобождаются выпускники, имеющие к моменту окончания УО стаж работы по выбранной специальности не менее одного года.
2.6. Для непосредственного руководства стажировкой молодого специалиста приказом генерального директора назначается руководитель стажировки из числа высококвалифицированных работников, зарекомендовавших себя хорошими наставниками.
2.7. Ответственность за проведение стажировки молодых специалистов по месту распределения возлагается на руководителя структурного подразделения организации, а контроль за проведением мероприятий по индивидуальному плану — на руководителя стажировки.
2.8. С прибытием молодого специалиста для работы руководители подразделений:
2.8.1. разрабатывают для каждого молодого специалиста на основе методических разработок индивидуальные планы стажировки;
2.8.2. организовывают стажировку молодых специалистов в соответствии с настоящим Положением, отраслевыми программами, индивидуальными планами стажировки;
2.8.3. создают молодым специалистам необходимые условия для выполнения программы стажировки;
2.8.4. обеспечивают профессиональную и социальную адаптацию молодых специалистов в организации;
2.8.5. обеспечивает ротацию молодого специалиста в период стажировки, если таковая предусмотрена индивидуальным планом;
2.8.6. осуществляют постоянный контроль за становлением молодых специалистов, оказывают необходимую помощь;
2.8.7. отчитываются об организации и результатах стажировки с оценкой качества подготовки специалиста перед отделом кадров организации.
2.9. Руководитель стажировки:
2.9.1. разрабатывает совместно с молодым специалистом индивидуальный план стажировки и представляет его на утверждение заместителю генерального директора по направлению деятельности;
2.9.2. контролирует выполнение молодым специалистом индивидуального плана стажировки;
2.9.3. после прохождения стажировки представляет в комиссию по подведению итогов стажировки развернутую характеристику молодого специалиста. Характеристика должна отражать степень производственной подготовки молодого специалиста, полученные в ходе стажировки практические и организаторские навыки и знания, активность в выполнении производственных заданий и участие в общественной жизни.
3. Содержание стажировки
<...>
5. Подведение итогов стажировки
5.1. Подведение итогов стажировки молодых специалистов возлагается на постоянно действующую комиссию организации по проверке знаний во главе с заместителем генерального директора по направлению деятельности. Организационная работа по проведению заседания комиссии возлагается на отдел кадров.
5.2. Комиссия:
5.2.1. рассматривает характеристики на молодых специалистов, представленные руководителями стажировки, отчеты о выполнении индивидуального плана стажировки, заслушивает сообщения руководителей служб о работе молодых специалистов в период стажировки;
5.2.2. оценивает уровень профессиональных знаний, эффективность производственной деятельности, личные качества и на основе рассмотренных материалов и ознакомления с работой молодого специалиста представляет руководителю организации о дальнейшей работе молодого специалиста (выдвижение на более высокую должность, включение в список резерва, повышение категории и т.д.).
5.3. По итогам стажировки генеральным директором издается приказ о результатах прохождения стажировки молодыми специалистами.
Подпись ____________
Примерная форма положения о наставничестве
Открытое акционерное общество «__» УТВЕРЖДАЮ
(ОАО «___») Директор ОАО «__»
Николаев А.И.Николаев
ПОЛОЖЕНИЕ 16.07.2020
16.07.2020 № 6
г. Минск
О наставничестве
1. Общие положения
1. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения молодых работников, принятых в ОАО «____» (далее — Организация) после окончания учреждения образования, их вхождения в трудовой коллектив.
2. Цель наставничества — повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы, помощь в овладении нормами корпоративной культуры, деловой этики, привлечение к участию в общественной жизни, содействие в приобретении или совершенствовании профессиональных теоретических и практических знаний и умений.
3. При необходимости наставничеством могут быть охвачены принятые на работу сотрудники без опыта либо уже имеющие опыт работы специалисты с целью изучения специфики новой работы и адаптации в коллективе.
4. Наставником может быть линейный руководитель или опытный специалист соответствующего профиля со стажем работы не менее 7 лет. Сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, привлекать к наставнической работе на период действия данного взыскания не рекомендуется.
5. Кандидатуры наставников определяются руководителем структурного подразделения совместно с кадровой службой Организации в соответствии с уровнем профессионализма, высокой квалификацией и особыми личностными качествами: позитивным стилем общения и мировосприятия, педагогическими навыками, умением решать проблемы, способностью выделять приоритеты, с личным влиянием и авторитетом среди коллег.
6. Наставник назначается приказом руководителя Организации и на основании добровольного согласия сторон. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до __ месяцев. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 2 лет. За наставником закрепляется не более ___ молодых специалистов.
7. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении несет его руководитель.
8. Руководитель структурного подразделения утверждает индивидуальный план наставничества, проводит инструктаж наставников и молодых специалистов, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.
9. Критериями соответствия роли наставника следует считать: передачу знаний и опыта в профессиональной деятельности; умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы и новые формы обучения; служить положительным примером в профессии и общении.
10. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается соглашение (приложение № 1 к Положению о наставничестве) о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами.
11. Наставник составляет план и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста (приложение № 2).
12. Молодой специалист выполняет план своей работы, готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
13. Администрация по представлению руководителя структурного подразделения и кадровой службы поощряет морально и материально наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.
14. Руководитель структурного подразделения, линейные руководители, кадровая служба Организации содействуют всеми средствами в повышении профессионального уровня молодого специалиста и направляет усилия на профессиональное, служебное и общественное продвижение работника.
2. Цели наставничества
<...>
5. Права и ответственность
Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности работников Организации, определенных законодательством Республики Беларусь, а также локальными правовыми актами Организации и соответствующими должностными обязанностями.
5.1. Наставник имеет право:
— при решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
— принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
5.2. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
— пользоваться имеющейся в учреждении служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
— в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
— при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
Подписи___________
Примерная форма соглашения о сотрудничестве
СОГЛАШЕНИЕ
о трудовом сотрудничестве между наставником
и молодым специалистом
Я, ________________, наставник, беру в ученики _______________________ и обязуюсь оказывать помощь в процессе овладения профессией, нормами корпоративной культуры и деловой этики, в повышении образовательного и культурного уровня, адаптации в коллективе.
Дата
_____________________
подпись наставника
Я, ________________, молодой специалист, обязуюсь овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить цели и задачи организации, максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией.
Дата
_________________________________
подпись молодого специалиста
Руководитель структурного подразделения
Руководитель кадровой службы
(Подписи)
Примерная форма плана работы с молодыми специалистами
Открытое акционерное общество «__» УТВЕРЖДАЮ
(ОАО «_») Директор ОАО «__»
Николаев А.И.Николаев
14.06.2020
План
наставника (ФИО)___________________________________________
по работе с молодым специалистом (ФИО)_____________________________
на _____ гг.
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный | Отметка об исполнении |
1 | Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка организации, трудовой дисциплиной в коллективе |
|
|
|
2 | Изучение действующих локальных правовых актов и иных нормативных документов по организации и выполнению должностных обязанностей данным молодым специалистом |
|
|
|
3 | Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста. Оказание консультативной помощи в работе по специальности |
|
|
|
4 | Ознакомление молодого специалиста со структурой управления Организации, местонахождением служб и объектов |
|
|
|
5 | Изучение вопросов корпоративной культуры и деловой этики |
|
|
|
6 | Изучение технической литературы |
|
|
|
7 | Ознакомление с практикуемыми в Организации формами здорового образа жизни |
|
|
|
8 | Посещение конференций и семинаров (лекций) |
|
|
|
9 | Контроль за своевременным прохождением наставляемым сотрудником медицинских осмотров, инструктажей по охране труда и т.д. |
|
|
|
10 | Участие в проводимых в организации конкурсах, других общественных мероприятиях (вечера отдыха, спортивные соревнования и т.д.) |
|
|
|
| Ведение документации по наставничеству |
|
|
|
Подпись наставника ____________________
Примерная форма Положения о Совете молодых специалистов
Открытое акционерное общество «__» УТВЕРЖДАЮ
(ОАО «___») Генеральный директор ОАО «__»
Николаев А.И.Николаев
ПОЛОЖЕНИЕ 14.06.2020
16.07.2020 № 3
г. Минск
О Совете молодых специалистов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет структуру и статус Совета молодых специалистов ОАО «___» (далее — Компании).
1.2. Совет молодых специалистов (далее — Совет) — самостоятельный общественный рабочий орган, объединяющий в своем составе представителей молодых специалистов Компании, действующий на принципах самоуправления. Совет избирается на общем собрании молодых специалистов Компании.
1.3. Совет создается с целью оказания содействия молодым специалистам в самореализации, творческом и карьерном росте, овладении корпоративной этикой, повышении квалификации и т.д.
2. Задачи и функции совета молодых специалистов
2.1. Основными задачами Совета являются:
— способствование различным формам адаптации молодых специалистов, в первую очередь их стажировке в Компании;
— воспитание у молодых специалистов корпоративного патриотизма и мотивация их к высоким показателям в работе;
— содействие профессиональному и творческому росту молодых специалистов, овладению ими в совершенстве своей специальностью и профессией;
— развитие активности молодых специалистов, выявление лидерских качеств, способствующих решению поставленных перед ними задач.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>