Правила общения с руководителем |
В сценарии карьерного роста и делового продвижения сотрудников любой организации важное место занимают отношения с руководством. Вместе с тем для многих людей общение с начальником оказывается трудным психологическим испытанием. Хорошо, если руководитель — адекватный человек, наделенный организаторскими способностями, гибкостью мышления, в меру общительный, добропорядочный… а если нет?
Отношения с начальником — это всегда отдельная тема: у кого-то они складываются сразу и протекают в дружелюбной форме, кто-то, мягко говоря, недолюбливает своего непосредственного руководителя, а кто-то просто ненавидит его. Разные люди — разные характеры, интересы, стремления, достижения, цели, симпатии… И любая из этих характеристик может стать причиной разлада отношений между руководителем и его подчиненными.
Существует ли какой-нибудь способ сделать жизнь сотрудников в офисе более спокойной, а их отношения с начальником — деловыми или хотя бы менее «травмоопасными»?
Несомненно, существует. Для этого, прежде всего, следует усвоить некоторые аксиомы отношений «по вертикали» независимо от того, сочтете вы их справедливыми или нет.
Аксиома 1. Демонстрируйте уважение и чувство субординации по отношению к руководителю, понимание его ответственности
Нравится вам руководитель или нет — ваше личное дело. Когда его назначали, вашим мнением вряд ли интересовались. Видимо, у тех, кто его рекомендовал и утверждал на эту должность, были веские основания для его назначения. Какие именно — вам может быть неизвестно, но это и неважно. Важно другое: этот человек в настоящее время отвечает за работу всего коллектива, а значит, и за вас, и вашу работу тоже. И если вы своим поведением захотите усложнить жизнь руководителю, то, скорее всего, подведете своих коллег, а это значит, что свои личные интересы вы поставите выше интересов дела, интересов коллектива. Однако вы ведь не хотите этого, правда? Вы, несомненно, «болеете» за результаты и своей работы, и своих коллег и желаете, чтобы деятельность вашего подразделения заслуживала самой высокой оценки в глазах вышестоящего руководства, ваших деловых партнеров, клиентов и т.д. Тогда соблюдайте субординацию!
Аксиома 2. Добросовестно выполняйте свою работу, демонстрируя профессиональную компетентность и надежность при любом руководителе
Руководители приходят и уходят, а ваша работа остается с вами. Работая с душой, самореализуясь и развиваясь в процессе профессиональной деятельности, каждый человек обретает чувство внутреннего удовлетворения и гордости за себя, а это дорогого стоит! И руководители, как правило, таких работников выделяют и уважают. Однако даже если этого не происходит, наградой вам будут чувство собственного достоинства, адекватная самооценка и хорошая репутация в глазах тех, с кем вы общаетесь по работе.
Аксиома 3. Будьте всегда корректны и вежливы
Корректность предполагает строгую самодисциплину, умение владеть собой в любых конфликтных или экстремальных ситуациях, сохранять выдержку, спокойствие и вежливость. Это умение играть строго по правилам, не нарушая их, на грани фола, чтобы не дать противнику (именно в этой роли нередко и выступает ваш непосредственный руководитель) повода наказать вас. Вежливость и сдержанность — это признаки смелости, а контроль над эмоциями означает победу над страхами.
Аксиома 4. Демонстрируйте в общении со всеми людьми доброжелательность, приветливость, предупредительность, толерантность (и ваш начальник не должен быть исключением)
Искренняя доброжелательность по отношению к людям, выражающаяся в элементарном внимании к ним, приветливой улыбке, теплом приветствии, способности сопереживать коллегам, понимать их, уважать их «инаковость», признавать за ними право быть другими и тому подобное, не остается незамеченной в коллективе и будет по достоинству оценена, снискав вам заслуженные уважение и авторитет.
Вышеназванные аксиомы определяют общую стратегию общения «по вертикали», в системе «руководитель — подчиненный», но не очень помогают налаживать отношения с начальником в каждом конкретном случае. Поэтому требуется знание особых тактических приемов и вариантов поведения.
Приведем лишь некоторые из них, а вы можете сами выбрать наиболее оптимальные для вас с учетом ваших индивидуальных особенностей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЛАЖИВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ С БОССОМ
Рекомендация 1. Не сравнивайте нового руководителя с предшествующим
С предыдущим вы уже успели поработать, узнать его, притерлись, подстроились под стиль его работы и так далее, а новый начальник поначалу всегда «чужой». Со временем и к нему вы привыкнете, и, возможно, он станет для вас лучше прежнего. Как показывает практика, многие руководители в действительности не являются «трудными». Просто у них могут быть отличные от сотрудников представления о своих ролях, целях или ценностях.
Если же вы действительно имеете дело с «трудным» руководителем, то должны знать его отличительные черты.
Во-первых, в том, что с ним трудно иметь дело, должно быть свято убеждено подавляющее большинство подчиненных ему работников, а не только лично вы.
Во-вторых, такой начальник очень постоянен в своем «трудном» поведении. Он имеет жестко фиксированный стиль руководства (буквально зациклен на нем), и поэтому его подчиненные заранее знают, что он собирается сделать — еще до того, как он это сделает.
В-третьих, общение с таким руководителем отнимает много сил и нервов у подчиненных. Энергия, затрачиваемая ими при контакте с начальником, обычно не соответствует важности проблемы, которая рассматривается.
Только совокупность этих признаков позволяет отнести вашего босса к разряду «трудных».
Рекомендация 2. Ищите общий язык с начальником через изучение его личности
Старайтесь узнать своего руководителя как можно лучше, получая информацию не только из официальных и неофициальных источников, но и лично общаясь с ним. Руководитель — живой человек, со своими сильными и слабыми сторонами. И чем быстрее вы составите для себя его нравственно-психологический портрет, выясните его личные и деловые качества, уровень профессиональной компетентности, тем проще вам будет выработать свой стиль общения с ним.
Способен ли ваш руководитель воспринимать критику? Является ли он заботливым человеком? Умеет ли слушать?
Постарайтесь быть объективными в своей оценке, уберите предвзятость и стереотипность. Изучив его привычки, требования, черты характера, вы сможете избегать спорных ситуаций и конфликтов, а знание скрытых причин его неуместного поведения даст вам секретное оружие в борьбе с его неправомерными действиями.
Рекомендация 3. Будьте готовы к изменениям, если хотите сработаться с начальником
Часто бывает так, что руководителям в голову приходят новые идеи, которые, по мнению сотрудников, лишь мешают эффективно трудиться. Однако не секрет, что и работники нередко просто не хотят каких-либо изменений, привыкнув к известному распорядку дня и знакомым указаниям. Что ж, придется обучиться преодолевать собственные инертность, ригидность и леность… Ваше позитивное отношение к предлагаемым боссом изменениям поможет вам найти общий язык с ним. Если же вы категорически не видите ничего хорошего в предлагаемых нововведениях, постарайтесь хотя бы понять, чего именно начальник желает добиться. Быть может, вы действительно оказались не в состоянии понять его чаяний. Предложите свое видение в решении данного вопроса.
Рекомендация 4. Постарайтесь понять, чего ожидает от вас руководитель
Что он больше всего ценит в своих подчиненных: профессионализм?.. надежность?.. лояльность?.. дисциплинированность?.. исполнительность?.. творческий подход к делу?
Не можете понять сами — спросите об этом самого босса. Если вам кажется, что уровень его претензий превышает размер ваших полномочий, также имеет смысл попытаться попасть к шефу на прием (желательно не в самый разгар рабочего дня), чтобы обговорить ваши служебные обязанности еще раз, очертив какие-то границы. При этом следует постараться трезво оценить собственные возможности, чтобы не взять на себя слишком много обещаний и обязанностей.
Рекомендация 5. По возможности будьте для начальника источником хороших новостей
Если вы будете постоянно подходить к нему с проблемой, он и вас начнет считать одним большим недоразумением. Попробуйте завуалировать плохую новость под нейтральную, а нейтральную — преподнести как очень хорошую. Пусть руководитель вас помнит вестником хороших новостей.
Рекомендация 6. Соблюдайте дресс-код
Деловой стиль в одежде — это символ дистанции. Формальный дресс-код выставляет в голове начальника подсознательные рамки общения. Не зря в крупных компаниях сотрудников обязывают выполнять требования к внешнему виду, главным из которых является деловой стиль одежды.
Рекомендация 7. Избегайте соблазна обсудить своего начальника с коллегами или деловыми партнерами
В любом коллективе всегда найдутся желающие донести все сказанные в адрес шефа слова до его ушей, а для вас появится риск испытать на себе весь спектр придирок до стороны босса, а то и вовсе остаться без работы.
Рекомендация 8. При разговоре с начальством говорите внятно
Мямлей никто не любит. Если вы пришли с какой-то просьбой, то излагайте ее четко и конкретно. Поставьте себя на место руководителя и представьте, насколько неприятно говорить с человеком, который каждое свое предложение начинает со слов: «Я вот тут… в том смысле, что… это самое… как бы это… в общем, ну…». Возникает естественное желание отправить его куда-нибудь подальше, чтобы он сумел как следует сформулировать свою мысль и не отнимал рабочее время.
Рекомендация 9. Общаясь с начальником, всегда говорите и держитесь уверенно
Распрямитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед разговором. Во время разговора старайтесь смотреть на зрительный треугольник: губы — нос — лоб. Если же вам сложно выдерживать зрительный контакт, держите взгляд на уровне носа. Когда вы опускаете глаза, вы тем самым как бы признаете силу собеседника, и он на подсознательном уровне чувствует, что вы сдались, и может перейти в активное наступление.
Рекомендация 10. Старайтесь не обращать внимания на обидные шутки и провокации со стороны руководителя
Отсутствие ожидаемой от вас реакции нарушит его планы. Вам следует просто перейти к обсуждению рабочих вопросов, не замечая сарказма и неуместных шуток.
Рекомендация 11. Однако не сносите молча публичные оскорбления
Так вы рискуете потерять уважение не только начальника, но и коллег, да и самоуважение тоже.
Конечно, от руководителя зависит, насколько вы можете поднять планку своего бесстрашия. Однако, не опускаясь до уровня ответного хамства, умейте, когда это необходимо, защитить свое достоинство и постоять за себя и свое доброе имя. При выборе метода ответных действий ориентируйтесь на собственные силы и характер начальника.
Рекомендация 12. Не спорьте с шефом напрямую и не критикуйте его
Даже если он ошибается, не прав с вашей точки зрения, все равно помните, кто начальник. Если нет выхода и нужно высказать свое мнение, начать разговор следует с фраз: «А что если…», «Возможно, лучше будет…». Это касается всех вопросов: от текущих производственных до организации корпоративной вечеринки.
Рекомендация 13. Не вздумайте вспылить в ответ, если начальник обнаружил ошибку в вашей работе и обрушил на вас весь свой гнев
Выслушайте все, что вам предназначается, и лишь потом по возможности спокойно выскажите свою точку зрения.
И в заключение несколько ироничных утверждений, вытекающих из стратегии «Шеф всегда прав» (но, как говорится, в каждой шутке…):
-
шеф не кричит — он убедительно излагает свою точку зрения;
-
шеф не ошибается — он принимает рискованные решения;
-
шеф не опаздывает — его задерживают важные дела;
-
шеф не упрям — он последователен;
-
шеф не забывчив — он просто не засоряет память мелочами;
-
шеф не труслив — он поступает предусмотрительно;
-
шеф не собирает сплетни — он просто внимательно выслушивает мнение всех сотрудников;
-
шеф не окружает себя подхалимами — он просто премирует лояльных сотрудников;
-
приходите к шефу со своими убеждениями — выходите с убеждениями шефа;
-
чьи убеждения совпадают с убеждениями шефа — тот делает карьеру;
-
если хотите жить и работать спокойно — не опережайте шефа в развитии.
И всегда помните, что шефа нужно уважать: у вас мог бы быть шеф и похуже!
Надежда КОРМНОВА
<...>