Обучение (переподготовка) в организации по профессии рабочего |
При организации труда работников наниматель обязан обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством (п. 11 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).
Образовательные программы дополнительного образования взрослых включают в себя, в том числе:
- образовательную программу переподготовки рабочих (служащих);
- образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (п. 1 ст. 248 Кодекса Республики Беларусь об образовании) (далее — Кодекс об образовании).
Отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и наличие у работника соответствующей квалификации определяются нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность работников по отдельным должностям служащих (ч. 5 ст. 61 ТК).
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее — Общие положения ЕТКС).
Тарификация рабочих — это присвоение рабочим разрядов на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ (п. 2 Общих положений ЕТКС).
Наименование профессии рабочего должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (п. 27 Общих положений ЕТКС).
При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы (п. 3 ч. 1 ст. 26 ТК).
Наниматель может осуществлять обучение работников для собственных нужд по профессиям, указанным в перечне профессий для подготовки рабочих, согласно приложению к постановлению Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.01.2018 № 7/14 (далее — Перечень № 7/14). При этом получение лицензии на такой вид деятельности не требуется.
Если в Перечне № 7/14 профессия не содержится, то подготовка осуществляется в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих соответствующие образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Методические рекомендации «Организация непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве» утверждены Министерством образования Республики Беларусь 24.09.2012 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 25.09.2012.
Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574 (далее — Положение № 574).
ВИДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ. СРОК ПОДГОТОВКИ
1. Профессиональная подготовка рабочих.
Направлена на приобретение профессии лицами, которые ранее профессии рабочего не имели.
Срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) составляет от двух недель до 12 месяцев (п. 5 ст. 250 Кодекса об образовании).
2. Переподготовка рабочих.
Направлена на приобретение новой профессии лицами, имеющими профессию рабочего.
Срок получения дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) составляет от двух недель до 11 месяцев (п. 4 ст. 250 Кодекса об образовании).
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Образовательный процесс при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение (п. 12 Положения № 574).
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) является учебное занятие — лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие.
Образовательный процесс при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) осуществляется по учебно-программной документации, разработанной в установленном порядке, в учебных группах или индивидуально при невозможности укомплектования группы (п. 8 и 9 Положения № 574).
Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется на дому в порядке, определяемом Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения (ч. 2 п. 7 Положения № 574).
Инструкция о порядке организации получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых и специального образования на дому утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 135 (далее — Инструкция № 135).
Решение о получении дополнительного образования взрослых на дому принимается на основании следующих документов (п. 19 Инструкции № 135):
- заявления слушателя или законного представителя несовершеннолетнего слушателя;
- заключения врачебно-консультационной комиссии.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.07.2011 № 78/68/68 установлен перечень специальностей, квалификаций для получения дополнительного образования взрослых по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) на дому лицами с особенностями психофизического развития (приложение 2 к данному постановлению).
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕПОДГОТОВКИ)
Для осуществления непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях могут создаваться службы по подготовке кадров (управления, отделы и т.д.). Структура и функции этих служб определяются нанимателем.
При невозможности создания в организациях службы по подготовке кадров для осуществления этой деятельности может назначаться инженер по подготовке кадров, который находится в непосредственном подчинении главного инженера или заместителя руководителя по кадрам.
В организации необходимо разработать и утвердить локальный правовой акт, регулирующий порядок обучения (переподготовки) по профессиям рабочих, в котором необходимо прописать:
- основания проведения обучения (переподготовки) по профессиям рабочих;
- порядок проведения;
- особенности приема на работу;
- условия оплаты труда обучающихся;
- порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов;
- порядок проведения итоговой аттестации и последствия ее непрохождения и др.
Обучение при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) осуществляют педагогические работники, мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий. Теоретическое обучение по учебным дисциплинам, модулям специального цикла профессионального компонента могут осуществлять лица, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю и направлению образования, соответствующему обучаемой профессии рабочего, а по учебным дисциплинам, модулям общепрофессионального цикла профессионального компонента — лица, имеющие высшее или среднее специальное образование (п. 20 Положения № 574).
Для обеспечения непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих в организациях могут привлекаться педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций (п. 21 Положения № 574).
Основными задачами службы по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих) в соответствующем подразделении организации являются организационная и учебно-методическая работы по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих).
В соответствии с задачами службы специалисты, занимающиеся вопросами обучения кадров, на основании Положения о службе и должностных инструкций, разрабатываемых и утверждаемых нанимателем, выполняют следующие функции по реализации содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых:
- доводят содержание соответствующих нормативных правовых актов до сведения лиц, принимающих участие в этой работе;
- разрабатывают годовые и перспективные планы реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- подготавливают и представляют на утверждение руководству организации состав экзаменационных квалификационных комиссий, организуют и принимают участие в их работе;
- обеспечивают создание учебной материально-технической базы, организацию разработки учебно-программной документации и других методических материалов, формируют состав педагогических кадров;
- осуществляют контроль над качеством реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- организуют работу по изучению, обобщению и распространению опыта работы лучших преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения рабочих массовых профессий, обеспечивают повышение их квалификации;
- ведут учет и отчетность по теоретическому и практическому обучению кадров;
- проверяют и представляют в бухгалтерию документы для оплаты работы преподавателей, мастеров и инструкторов производственного обучения рабочих массовых профессий, участвующих в реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- составляют в установленном порядке и представляют на утверждение руководству организации проект годовой сметы затрат на реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых, обеспечивают правильное использование средств на эти цели;
- участвуют в профориентационной работе среди молодежи, ведут разъяснительную работу о престиже рабочих профессий;
- участвуют в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства рабочих;
- обеспечивают организацию, планирование и учет учебных занятий по реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;
- выполняют иные функции.
УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Учебно-программная документация образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) включает в себя:
- примерные учебные планы переподготовки рабочих (служащих);
- учебные планы переподготовки рабочих (служащих) по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме руководителей и специалистов, учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу переподготовки рабочих (служащих);
- учебные программы учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), по учебным дисциплинам, модулям.
Примерный учебный план переподготовки рабочих (служащих) разрабатывается для групп профессий с одним сроком получения дополнительного образования и устанавливает перечень компонентов, образовательных областей, обязательных для изучения, количество учебных часов на их изучение (ч. 2 п. 5 ст. 260 Кодекса об образовании).
2. Учебно-программная документация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) включает в себя:
- примерные учебные планы профессиональной подготовки рабочих (служащих);
- учебные планы учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих);
- учебные программы учреждений образования, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), по учебным дисциплинам, модулям.
Примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) разрабатывается для групп профессий рабочих с одним сроком получения дополнительного образования и устанавливает перечень компонентов, образовательных областей, обязательных для изучения, количество учебных часов на их изучение (ч. 1, 2 п. 6 ст. 260 Кодекса об образовании).
Рекомендации «Об общих требованиях к разработке и утверждению учебно-программной документации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих)» утверждены Министерством образования Республики Беларусь от 15.05.2012.
ОФОРМЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ (ПЕРЕПОДГОТОВКИ) РАБОТНИКА
1. Оформление приема на работу.
Запись о наименовании профессии (должности) производится на основании штатного расписания и должна соответствовать ЕТКС, в котором не предусмотрены наименования профессий, содержащие понятие «ученик», поэтому использования такого наименования не предусмотрено.
НА ЗАМЕТКУ!!!
При приеме на работу работника, не имеющего квалификации, профессии, в трудовом договоре не указывается квалификационный разряд.
Трудовой договор (контракт, дополнительное соглашение) заключается с указанием условий обучения, компенсации и иных условий, не ухудшающих положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором (ч. 3 ст. 19 ТК).
2. Проведение обучения (переподготовки) работника.
Проводится в порядке, определенном локальным правовым актом нанимателя относительно такого вида профессиональной подготовки работников.
Обучение (переподготовка) проводится на основании заявления работника и приказа нанимателя.
3. Итоговая аттестация.
Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) по должностям служащих, выдается свидетельство государственного образца о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего). Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию при освоении содержания образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (служащих) по профессиям рабочих, присваивается разряд по избранной профессии рабочего и выдается свидетельство государственного образца о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) (п. 19 Положения № 574).
4. Перевод работника.
При переводе работника необходимо оформить:
1) заявление о переводе работника после присвоения ему квалификации по профессии;
2) приказ о переводе работника после присвоения ему квалификации по профессии;
3) запись в трудовую книжку о переводе после присвоения квалификационного разряда по профессии.
Примерная форма Положения о профессиональном обучении рабочих в организации






А.ШТЕЙНЕР
<...>