Как не допустить претензий работников по результатам аттестации |
Оспорить результаты аттестации работник сможет, если организация нарушила порядок ее проведения. В статье даются советы, как аттестовать работника, чтобы исключить риск трудового спора, и приводятся примеры документов, необходимых при аттестации руководителей и специалистов организаций.
В трудовом законодательстве существуют два разных понятия:
аттестация работников — аттестация руководителей и специалистов организаций для установления соответствия их занимаемой должности, которая регулируется Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784 (далее — Типовое положение об аттестации);
аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий для объективной оценки их профессионального уровня, которая регулируется Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 в редакции постановления от 22.07.2021 № 55 (далее — Общие положения ЕКСД).
Нередко кадровые службы путают эти понятия и готовят для проведения этих процедур не те документы. Аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий, в отличие от аттестации работников, не предусматривает принятие аттестационной комиссией решения о несоответствии занимаемой должности, результатом которого по усмотрению нанимателя может последовать увольнение работника по п. 4 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). В обязательном порядке при аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий в аттестационную комиссию вносится представление к присвоению квалификационной категории специалисту, которое нередко готовят кадровые службы при аттестации работников. Результатом аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий является присвоение работникам квалификационных категорий (вторая, первая, высшая). При этом состав, численность аттестационной комиссии и другие условия присвоения квалификационных категорий могут определяться в организации с учетом порядка, предусмотренного Типовым положением об аттестации.
Далее мы будем рассматривать именно аттестацию руководителей и специалистов на предмет соответствия занимаемой должности.
Для того чтобы по результатам аттестации работников не возникло претензий к нанимателю, следует соблюдать следующие советы.
СОВЕТ 1.
Конкретизируйте порядок проведения аттестации в локальном правовом акте (ЛПА).
Отсутствие ЛПА, регулирующего порядок проведения аттестации, может привести к спорам, в том числе и судебным. Описание в указанном документе большинства ситуаций, которые могут произойти на практике, поможет доказать, что наниматель действовал согласно принятому ЛПА, например, положению о порядке проведения аттестации, если работник обратится в суд. Однако указанный ЛПА не должен ущемлять права работников.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Локальные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК).
Примерная форма Положения об аттестации руководителей и специалистов организации
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение об аттестации руководителей и специалистов организации (далее — Положение) регулирует порядок проведения аттестации работников – руководителей и специалистов общества с ограниченной ответственностью «Эридан» (далее — Общество).
2. Целью аттестации работников Общества является:
<...>