Исправляем ошибки в трудовом договоре |
Трудовой договор, как и любой официальный документ, должен быть правильно оформлен. Опечатки и отсутствие обязательных условий в трудовом договоре могут привести к спору с работниками и наложением штрафа на нанимателя. В статье рассматриваются характерные ошибки, допускаемые при составлении трудового договора, и способы их устранения.
Трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенным одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными правовыми актами и соглашением сторон, свое- временно выплачивать работнику заработную плату (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
Следует помнить, что до подписания трудового договора необходимо ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 ч. 1 ст. 54 ТК).
Также напомним, что трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
-
данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
-
место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
-
трудовую функцию. При этом наименование должности служащего (профессии рабочего) должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих;
-
основные права и обязанности работника и нанимателя;
-
срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
-
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
-
оплату труда работника (ч. 2 ст. 19 ТК).
Перечислим некоторые типичные ошибки, допускаемые нанимателем при заключении трудового договора, а также укажем на способы их исправления.
1. Невнесение в трудовой договор необходимых сведений о работнике и (или) нанимателе.
Итак, трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведений и условий данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор (п. 1 ч. 2 ст. 19 ТК).
Как правило, данные о работнике состоят из его фамилии, собственного имени, отчества, адреса, а данные о нанимателе — из наименования юридического лица, физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником, ссылки на документ (устав, положение и др.), дающий ему на это полномочия.
Прежде всего следует удостовериться, что если трудовой договор подписывает не наниматель, а другое уполномоченное им должностное лицо, например, начальник отдела кадров, то в этом договоре должны быть указаны реквизиты доверенности, на основании которой переданы соответствующие полномочия.
При обнаружении неправильных данных работника в преамбуле договора следует также проверить, правильно ли указаны его данные в реквизитах сторон.
Следует помнить, что трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено ТК. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде (ч. 4 ст. 19 ТК).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Недействительность отдельных условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом (ч. 2 ст. 23 ТК).
<...>
<...>