Особенности обеспечения охраны труда работников-надомников |
Согласно ч. 1 ст. 304 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) работниками-надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с нанимателем о выполнении работы на дому личным трудом с использованием собственных материалов, оборудования, инструментов, механизмов, приспособлений или выделяемых нанимателем либо приобретаемых за счет средств нанимателя.
Под работой на дому понимается работа, которую работник-надомник выполняет по месту его жительства или в других помещениях по его выбору вне помещений нанимателя. Работник вправе выполнять работу не только дома, но и в других помещениях (гараже, даче и др.).
В то же время согласно ч. 1 ст. 306 ТК организация труда на дому допускается только в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
В Законе Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» в редакции Закона от 12.07.2013 № 61-З (далее — Закон об охране труда) охране труда работников-надомников посвящена отдельная статья — ст. 161. В соответствии с ч. 1 ст. 161 Закона об охране труда обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются данной статьей и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Согласно ч. 2 ст. 161 Закона об охране труда работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Таким образом, наниматель должен убедиться в том, что:
-
поручаемые работы не противопоказаны работнику-надомнику по состоянию здоровья;
-
условия, в которых планируется выполнять работы, соответствуют требованиям по охране труда.
Чтобы убедиться в первом, в установленных законодательством случаях работника-надомника необходимо направить на предварительный медицинский осмотр.
<...>