Охрана труда при использовании в работе офисного оборудования |
На основании абзаца пятого части второй ст. 9 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и п. 7.1.5 .Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь постановлением от 14 апреля 2021 г. № 25 (далее – Постановление № 25) утвердило Типовую инструкцию по охране труда при использовании в работе офисного оборудования (далее – Инструкция).
Инструкцией определяются требования по охране труда при использовании в работе офисного оборудования. Под офисным оборудованием понимаются персональные электронные вычислительные машины (далее – ПЭВМ), копировально-множительная техника, сканирующие устройства, которые, анализируя какой-либо объект (изображение, текст), создают цифровую копию изображения объекта (далее, если не установлено иное, – офисное оборудование).
Пунктом 2 Инструкции определено, что к выполнению работ с использованием офисного оборудования допускаются работающие, прошедшие в установленном законодательством порядке инструктаж по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте и повторный) (далее – работающие). Т.к. в процессе использования офисного оборудования на работающих возможно воздействие таких вредных и (или) опасных факторов как:
-
повышенный уровень электромагнитных излучений;
-
повышенный уровень ионизирующих излучений;
-
повышенный уровень статического электричества;
-
повышенная напряженность электростатического поля;
-
повышенная или пониженная ионизация воздуха;
-
повышенная яркость света;
-
прямая и отраженная блесткость;
-
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
-
статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук;
-
перенапряжение зрительного анализатора.
Но в зависимости от условий труда и характера работы могут воздействовать другие вредные и (или) опасные производственные факторы.
В п. 4 Инструкции перечислены общие обязанности работающего при использовании офисного оборудования по назначению. Например, заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации; сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения. Кроме этого работники обязаны выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями, а также оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности офисного оборудования, об ухудшении состояния своего здоровья.
В п. 6 Инструкции указано, что работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.
При этом работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.
Не допускается появление работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время и по месту работы.
Главой 2 Инструкции предусмотрены требования по охране труда непосредственно перед началом работы.
Кроме общих моментов настройки эргономики необходимо также убедиться в целостности питающих и соединительных кабелей, разъемов и штепсельных соединений, защитного заземления (зануления).
Перед началом работы нельзя:
-
включать охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) офисное оборудование;
-
использовать для подключения офисного оборудования розетки, удлинители, не оснащенные заземляющим контактом (шиной);
-
устанавливать системный блок в закрытых нишах мебели, непосредственно на полу;
-
располагать экраны видеомониторов навстречу друг другу при рядном размещении рабочих столов в целях исключения их взаимного отражения;
-
приступать к работе с ПЭВМ при:
-
мелькании изображения на экране видеомонитора;
-
обнаружении неисправности офисного оборудования, кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;
-
отсутствии или неисправности защитного заземления (зануления) офисного оборудования.
В главе 3 Инструкции перечислены требования при выполнении работы.
Согласно п. 12 Инструкции работающий вправе периодически прерывать работу за экраном видеомонитора на регламентированные перерывы, в случае их установления, для обеспечения работоспособности и сохранения здоровья, или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.
Так, во время перерывов для предотвращения развития статического утомления работающему рекомендуется выполнять физические упражнения и упражнения для глаз.
В п. 14 Инструкции перечислено что не допускается работающему при выполнении работы с использованием офисного оборудования.
Глава 4 Инструкции посвящена требованиям по охране труда по окончании работы, а глава 5 - требованиям по охране труда в аварийных ситуациях.
Постановление № 25 вступает в силу 20 мая 2021 г.