Обходной лист: четыре заблуждения, связанных с необходимостью заполнения при увольнении |
Многие руководители организаций, равно как и кадровики, считают обходной лист обязательным документом при увольнении и требуют, чтобы работник обошел с этим документом все отделы. Кроме того, часто работникам отдела кадров запрещают выдавать трудовую книжку при увольнении тем работникам, которые не принесли обходной лист.
Сложность в том, что в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) не содержится никаких положений и требований об обязательном заполнении обходных листов. В статье рассматриваются типичные заблуждения относительно обходного листа и разъясняется, может ли наниматель задержать расчет увольняемого работника или не выдать ему заполненную трудовую книжку при отказе работника от заполнения обходного листа.
Заблуждение 1: при наличии обходного листа не требуется заявление об увольнении и работник не сможет оспорить увольнение.
Очень часто обходной лист считают подтверждением того, что увольнение произведено правильно и никаких судебных споров относительно его впоследствии не должно возникнуть. Но обходной лист не может заменить заявление об увольнении.
ПРИМЕР 1
Н. по мобильному телефону отправила инспектору по кадрам фото заявления об увольнении, при этом оригинал заявления не передавала. Наниматель уволил ее. Н. обратилась в суд и смогла восстановиться на работе, кроме того, получила выплату в качестве компенсации за моральный вред. Наниматель заявил в суде, что желание Н. уволиться подтверждает заявление об отпуске с последующим увольнением. Кроме того, перед тем как уйти в отпуск, работница передала все дела, оформила обходной лист, получила трудовую книжку. Суд поддержал Н., так как у нанимателя не было оригинала заявления на отпуск с последующим увольнением, а по фотографии заявления установить, кто подписал документ, невозможно.
Обходной лист, требуемый отделом кадров перед увольнением, представляет собой документ с перечнем материально ответственных лиц, у которых требуется получить письменное подтверждение того, что сотрудник не присвоил себе никакого служебного имущества.
Законодательством форма обходного листа не предусмотрена, поэтому каждая организация разрабатывает форму такого документа самостоятельно. После того как увольняющийся работник получит обходной лист на руки, ему следует обойти все подразделения, которые внесены в него, и получить подписи руководителей. Подписанный документ удостоверяет тот факт, что сотрудник сдал все ценности, документы и т.д., находившиеся ранее в его распоряжении, и на момент ухода с работы ничего своему нанимателю не должен. От работника, например, могут потребовать вернуть подотчетные суммы денежных средств, служебные ноутбук, телефон, спецодежду, по которой не истек срок эксплуатации, ключи от кабинета и другие материальные ценности.
Таким образом, в обходном листе фиксируется передача документов и материальных ценностей, которые находились в ведении увольняющегося работника. Заполнение этого документа необходимо нанимателю для того, чтобы убедиться, что уходящий работник вернул все служебные документы и имущество. В свою очередь, для увольняющегося работника подписанный документ является доказательством того, что он своему нанимателю ничего не должен. Значит, и претензий к нему со стороны нанимателя тоже не может быть.
<...><...>