Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам |
Проверки органами ФСЗН регулярно выявляют типичные нарушения, связанные с необоснованностью и неправильностью использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию.
Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569).
- пособие назначалось по травме, полученной в связи с несчастным случаем на производстве.
Нарушен п. 1 Положения № 569;
- в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» не проставлен оттиск личной печати лечащего врача при выдаче либо при закрытии листка нетрудоспособности.
Нарушен подп. 46.1 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1);
- при продлении листка нетрудоспособности на срок, превышающий 10 дней, при оказании пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не проставлен оттиск печати врача-руководителя, либо отсутствует запись о должности
Нарушен подп. 46.2 Инструкции № 1/1;
- отсутствуют печать организации здравоохранения при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения исправлений.
Нарушен п. 47 Инструкции № 1/1;
- исправление не заверено печатью организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок», ошибочно внесенная запись не оговорена на левом поле листка нетрудоспособности.
Нарушен п. 49 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Режим».
Нарушен подп. 50.14 п. 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «собственное имя, дата рождения ребенка».
Нарушен подп. 50.15.2 п. 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности».
Нарушен подп. 50.15.3 п. 50 Инструкции № 1/1;
- в позиции листка нетрудоспособности «ВКК» не указана должность председателя ВКК либо отсутствует оттиск печати председателя ВКК
Нарушен подп. 50.16 п. 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности».
Нарушен подп. 50.19 п. 50 Инструкции № 1/1;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании справки о временной нетрудоспособности;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании листка нетрудоспособности, не оформленного в порядке, установленном законодательством.
Нарушен п. 3 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Нарушен п. 4 Положения № 569;
- пособие по уходу за больным ребёнком в возрасте до 14 лет назначено за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.
Нарушен п. 6 Положения № 569;
- пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.
Нарушен подп. 9.5 п. 9 Положения № 569;
- пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.
Нарушен подп. 9.6 п. 9 Положения № 569;
- пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а также за период после установления инвалидности, следовало – до дня установления инвалидности.
Нарушен п. 10 Положения № 569;
- пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно.
Нарушен п. 11 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно, менее 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
- при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно определено количество календарных дней для размера 80 процентов и 100 процентов;
- пособие по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным членом семьи, достигшим возраста 14 лет, назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 80 процентов;
- пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка, т.к. случай нетрудоспособности является непрерывным;
- в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае).
Нарушен п. 16 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности, следовало назначить в минимальном размере, так как обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие.
Нарушен п. 17 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка.
Нарушен п. 18 Положения № 569;
при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием, не удостоверенные листом нетрудоспособности;
при определении размера пособия по временной нетрудоспособности не учитывался факт употребления алкоголя, нарушения режима, предписанного врачом.
Нарушен п. 19 Положения № 569;
- при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;
- при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, следовало – за 6 месяцев.
- при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в заработок за расчетный период (6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие), включались выплаты по предыдущему месту работы.
- пособие по временной нетрудоспособности назначено в минимальном размере, следовало назначить исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности.
Нарушен п. 21 Положения № 569;
- из числа календарных дней расчётного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности,дни отпуска без сохранения заработной платы, период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка;
- из числа календарных дней расчетного периода необоснованно исключены выходные дни, следовавшие за окончанием курсов повышения квалификации, трудового отпуска;
- из числа календарных дней расчетного периода исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов;
- из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, а не сами периоды.
Нарушен п. 22 Положения № 569;
- в случаях, когда число календарных дней расчетного периода составило менее 30, пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифной ставки (оклада), установленной на день возникновения права на пособие.
Нарушен п. 23 Положения № 569;
- в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;
- в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (суммы поощрения к грамоте, материальной помощи);
- в заработок для исчисления пособия не включались выплаты, надбавки, которые следовало включать (надбавка к окладу, доплата по контракту, ежемесячная премия, в том числе выплаченная из внебюджетного источника);
- в заработок для исчисления пособия премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью).
Нарушен п. 24 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности исчислено за большее число календарных дней, чем количество календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности.
Нарушен п. 25 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности не назначено по месту работы по совместительству.
Нарушен п. 31 Положения № 569;
- пособие назначено в полном размере без решения комиссии по назначению пособий в случае нарушения режима, предписанного врачом, в период временной нетрудоспособности.
Нарушен п. 32 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным членом семьи назначено с периода, в течение которого лица, осуществляющие уход, не нуждались в освобождении от работы.
Нарушен подп. 5.1 п. 5 статьи 20 Закона 7-З;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено без расследования обстоятельств получения травмы в случаях дорожно-транспортных происшествий, избиений, хулиганских нападений и др., без выяснения (установления) виновного лица, не запрошены соответствующие сведения от компетентных органов.
Нарушен подп. 6.3 п. 6 Положения о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569;
- при установлении виновного лица не представлены копии документов, справка о размере выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в связи с травмой для предъявления обратного требования (регресса) к виновному лицу.
Нарушен п. 12 Инструкции о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.07.2013 № 9.
Указанные нарушения привели к переплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с п. 38 Положения № 569 органами Фонда не принимаются к зачету, а также к недоплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат доплате. На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 (тип формы – исходная) за соответствующий отчетный период, которая откорректирует ранее представленные данные в части размеров пособий по временной нетрудоспособности (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3). В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособий) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и, соответственно, включить в корректирующую форму ПУ-3 (тип формы – исходная).
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в оформлении листков нетрудоспособности) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
По материалам Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://ssf.gov.by)
<...>