Командообразование как эффективный метод повышения кадрового потенциала организации |
В данном материале будет продолжена тема, частично раскрытая автором в июньском номере нашего журнала, — практический опыт применения кадровых технологий по сплочению сотрудников. Дело в том, что в последние несколько десятилетий в экономически развитых странах мира обострился интерес к проблематике еще одной специфической технологии организации совместной работы — командообразованию. Внимание к развитию командного духа в коллективе, творческой атмосферы, взаимопониманию, доверию, согласию и взаимопомощи связано со стремительным усложнением процесса производства и нарастающими изменениями внутри самой среды жизнедеятельности членов трудовых коллективов.
По мнению зарубежных экспертов, тема создания и развития команд входит в десятку наиболее актуальных в современном менеджменте. Социологические опросы, проводимые в западных компаниях, показывают, что внедрение командной организации труда способствует повышению качества и росту производительности труда, улучшает процесс принятия решений и связи внутри организации,
максимально реализует творческий потенциал членов команды. Помимо этого, происходит сплочение остальных сотрудников внутри структурных подразделений, формируется понимание общих целей, улучшается психологический климат. Так, в ходе опроса руководителей 150 ведущих компаний США было установлено, что около половины из них считают формирование и развитие команды первоочередным из умений и навыков у топ-менеджеров.
В экономически развитых странах уже собрано много практических подтверждений высокой эффективности команд при решении организационных и технологических задач в ходе производственной деятельности в современных условиях. Они свидетельствуют о том, что формирование временных и малочисленных рабочих коллективов, состоящих из профессионалов разных предметных областей под определенную задачу, позволяет компаниям добиваться максимальной скорости и высокого качества реализации инновационных проектов и заданий высокой степени сложности.
Приведем примеры компаний из нескольких отраслей экономики США, повысивших свою эффективность в различных направлениях бизнеса за счет применения командообразования. Корпорация AT&T Credit Corporation (входит в число крупнейших сотовых операторов в мире) использовала высокоэффективные межфункциональные команды для повышения производительности и улучшения обслуживания клиентов. Эти команды удвоили количество обработанных за сутки кредитных заявок и сократили сроки утверждения кредитов вдвое. Компания Motorola Inc., занимавшая в свое время лидерские позиции в области интегрированных телекоммуникаций и встроенных электронных систем, использовала высокоэффективные команды для развития системы управления снабжением. Эти команды добились повышения качества на 50 % и сократили задержки поставок на 70 %. Фармацевтическая компания Eli Lilly, чья продукция продается в 120 странах мира, с помощью деятельности специально созданной команды вывела на рынок новый лекарственный препарат. Это было сделано в рекордно короткие сроки за всю историю компании.
Вместе с тем практика подтверждает и тот факт, что далеко не все команды способны к столь впечатляющим результатам. Дело в том, что создание команды представляет сложный системный процесс, требующий от руководства компании определенных материальных затрат и интеллектуальных усилий. Все это вызывает необходимость поиска сотрудников, способных в условиях повышенных рисков и неопределенности принимать решения оперативно, по ситуации, а также добиться наличия у них устойчивых навыков эффективного взаимодействия при решении сложных управленческих, проектных и предпринимательских задач, умения выстраивать деловые отношения, проявляя при этом гибкость и терпимость к иной точке зрения.
<...>