Дистанционное образование по программам профессионально-технического и среднего специального образования |
Применение дистанционных образовательных технологий предусмотрено ст. 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании).
Образование может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования и форме соискательства.
Дистанционная форма получения образования — это обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Положение о дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.11.2022 № 431 (далее — Положение № 431), регулирует основные требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования (далее — образовательные программы) в дистанционной форме получения образования в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и (или) среднего специального образования, их филиалах, иных обособленных подразделениях (далее — учреждения образования).
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
В учреждения образования для получения профессионально-технического образования в дистанционной форме получения образования принимаются (зачисляются) лица (п. 2 Положения № 431):
1) имеющие общее среднее образование;
2) соответствующие требованиям Правил приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2022 № 497 (далее — Постановление № 497).
В дистанционной форме получения образования профессионально-техническое образование может быть получено только при освоении содержания образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) (п. 2 ст. 174 Кодекса об образовании).
В учреждения образования для получения среднего специального образования в дистанционной форме получения образования принимаются (зачисляются) лица в соответствии с требованиями, определенными в п. 4 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23.
Перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной, дистанционной формах получения образования, определен согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2022 № 518.
ПРИ СОБЛЮДЕНИИ КАКИХ УСЛОВИЙ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННО?
Учреждения образования организуют образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий — образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, при условии наличия:
- электронного образовательного ресурса — совокупности систематизированных элементов научно-методического обеспечения образования на электронных носителях, информационно-коммуникационных технологий и технических средств, обеспечивающих условия для осуществления различных видов учебной деятельности, и др.;
- системы электронного обучения — совокупности программных и технических средств, электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, взаимодействие участников образовательного процесса, идентификацию личности обучающегося, мониторинг и протоколирование выполнения субъектами образовательного процесса различных видов учебной деятельности, включая регистрацию цифрового следа обучающегося (систематизированный набор верифицированных цифровых данных о результатах учебной деятельности обучающегося), организацию и проведение аттестации, регистрацию цифрового следа преподавателя (систематизированный набор верифицированных цифровых данных о результатах образовательной деятельности педагогического работника), и др.;
- электронной образовательной среды, включающей в себя систему электронного обучения, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и др.;
- личного кабинета обучающегося в электронной образовательной среде;
- процедуры прокторинга — процедуры контроля личности обучающегося и подтверждения результатов прохождения аттестации (с помощью технических средств контроля (аудио- и видеосредства, протоколирование и др.);
- современных технических средств для процедуры прокторинга, позволяющих осуществлять идентификацию личности обучающегося, контроль постоянного присутствия обучающегося в месте прохождения аттестации, отсутствия подмены обучающегося, регистрацию возможных попыток нарушения установленных правил проведения аттестации со стороны обучающегося, и др. (п. 3 Положения № 431).
УСТАНОВЛЕНЫ ЛИ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ?
Учреждения образования при реализации образовательных программ в дистанционной форме получения образования разрабатывают порядок реализации образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования в учреждении образования, утверждаемый руководителем учреждения образования, определяющий:
- требования к функционированию электронной образовательной среды при реализации образовательных программ в дистанционной форме получения образования (в том числе используемое программное обеспечение, порядок создания личного кабинета, защита информации, порядок доступа к сетевым информационным ресурсам учреждения образования);
- требования к разработке учебно-методической документации, учебных и иных изданий, контрольно-измерительных материалов, информационно-аналитических материалов;
- формы учета часов учебной работы преподавателей, учета посещаемости учебных занятий обучающимися;
- методы, формы работы с обучающимися (п. 4 Положения № 431).
Объем педагогической нагрузки при реализации образовательных программ, выполняемый педагогическими работниками, устанавливается в соответствии с актами законодательства об образовании (п. 5 Положения № 431).
КАК ОРГАНИЗУЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРАКТИКА?
Планирование, организация производственного обучения, практики осуществляются в соответствии с:
- Положением об организации производственного обучения учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденным Постановлением № 497;
- Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572.
Проведение практики, производственного обучения в учреждении образования может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебно-программной документацией учреждения образования, за исключением производственной практики (п. 12 Положения № 431).
КАК ПРОВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ?
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ, в случаях, не урегулированных Положением № 431, осуществляется в соответствии с:
- Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.09.2022 № 314;
- Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23.08.2022 № 282 (п. 13 Положения № 431).
Текущая аттестация обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ в дистанционной форме получения образования, по решению руководителя учреждения образования может проводиться очно при личном присутствии обучающихся в учреждении образования (п. 14 Положения № 431).
Промежуточная аттестация обучающихся при освоении содержания образовательных программ в дистанционной форме получения образования проводится очно в период лабораторно-экзаменационной сессии при личном присутствии обучающихся в учреждении образования (ч. 1 п. 15 Положения № 431).
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ в дистанционной форме получения образования, которые по состоянию здоровья или иным уважительным причинам не имеют возможности в установленном порядке пройти промежуточную аттестацию в учреждении образования, по решению руководителя учреждения образования может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и применением прокторинга (ч. 2 п. 15 Положения № 431).
Итоговая аттестация обучающихся при освоении содержания образовательных программ в дистанционной форме получения образования проводится очно при личном присутствии обучающихся в учреждении образования (ч. 1 п. 16 Положения № 431).
Итоговая аттестация обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ в дистанционной форме получения образования, которые по состоянию здоровья или иным уважительным причинам не имеют возможности в установленном порядке пройти итоговую аттестацию в учреждении образования, может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и применением прокторинга по согласованию с:
- учредителем учреждения образования;
- Министерством образования — в частных учреждениях образования при реализации образовательных программ среднего специального образования (ч. 2 п. 16 Положения № 431).
Порядок и условия хранения данных о применении прокторинга в процессе прохождения текущей, промежуточной и итоговой аттестации определяются учреждением образования в соответствии с законодательством (п. 17 Положения № 431).
Алексей ШТЕЙНЕР
<...>