Роль корпоративного кодекса в развитии трудовых отношений |
Как известно, термин «корпоративная культура» означает коллективное мировоззрение, свод традиционных для данной компании подходов к различного рода действиям и мероприятиям. Продуманная и постоянно развивающаяся корпоративная культура — одно из самых эффективных средств привлечения персонала извне и мотивации работающих сотрудников. Как только человек удовлетворяет свои материальные запросы, у него, как правило, возникают другие потребности. Это достойное положение в коллективе, общность ценностей с коллегами, хороший морально-психологический настрой и т.д. Удовлетворить данные потребности призвана именно корпоративная культура компании.Корпоративный кодекс компании (далее — Кодекс) играет важную роль наряду с Правилами внутреннего трудового распорядка. Кодекс определяет корпоративную культуру конкретной организации: взаимоотношения в коллективе, правила ведения деловых переговоров, переписки, стиля одежды, недопустимость использования средств компании в личных целях и др.
Кодекс как инструмент развития корпоративной культуры
В каждой организации постепенно сама собой складывается своя корпоративная культура, независимо от того, осознают ли это люди, работающие в ней, или нет. Она может не отвечать личным ожиданиям каждого из сотрудников, но она есть. Ведь это своеобразный каркас, на котором строится производственная и социальная жизнь. Корпоративный кодекс, миссия компании, базовые ценности, совместные корпоративные мероприятия стали уже в большинстве организаций республики нормой. Так, в ПО «Беларуснефть» формирование корпоративной культуры происходит в соответствии с требованиями, закрепленными в Кодексе данной компании. Ее эффективность подтверждается тем, что организация получила Гран-при в Социальной номинации и стала победителем в категории «Лучший работодатель» Профессионального конкурса «БРЕНД ГОДА 2019».
Органичное единство кадровой политики и корпоративной культуры происходит на практике в вышеназванном и других коллективах, где:
- принадлежность сотрудника к продуманной и эффективной корпоративной культуре порождает гордость за свою организацию;
- ее популярность и имидж воспринимаются как личные достижения;
- позитивное восприятие миссии организации заставляет работника осмыслить и при необходимости скорректировать личные цели трудовой деятельности;
- функционирует такая система управления организацией, при которой делегируются полномочия, коллегиально и прозрачно принимаются важнейшие решения, эффективно действует при этом обратная связь;
- сплоченность коллектива на достижение общих целей помогает успешнее трудиться каждому;
- личные ценности каждого сотрудника осознаются и оцениваются в сопоставлении с корпоративными ценностями;
- эффективно осуществляется инновационное развитие работника, его профессиональный и карьерный рост;
- активно применяется символика организации, включая элементы корпоративного стиля (гимн, фирменные одежда и цвета, слоган, логотип, организационные табу и т.д.);
- члены коллектива знакомы с корпоративной мифологией, включая историю успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников, наличие музея организации.
Кроме того, вышеназванные и другие модели трудового поведения в организациях республики необходимо применять в тесном взаимодействии с решением хозяйственных задач. Дело в том, что без этого взаимодействия корпоративные культура и мотивация во многом потеряют смысл, в свою же очередь без воспитательного воздействия на персонал производственные цели не будут правильно осознаны, а значит и достигнуты. Только динамичное развитие производства конкурентоспособной продукции и оказания услуг позволяет выплачивать персоналу достойную заработную плату и финансировать необходимые социальные проекты, что, естественно, укрепляет моральный дух коллектива. А это и есть главная составляющая корпоративной культуры.
Разработка кодекса
1. Изучение уже имеющихся основных элементов внутренней жизни: правил поведения, социальной политики, условий труда и системы его оплаты, существующих в коллективе традиций. Для этого проводится тестирование, анкетирование, опросы персонала.
2. Определение основных корпоративных базовых ценностей. Именно топ-менеджмент определяет основные задачи персонала, систему мотивации его труда, организации досуга и быта работников, задает курс в формировании корпоративной культуры, играет роль стратега в данном вопросе.
3. Изучаются существующие и формируются новые правила взаимодействия сотрудников с представителями сторонних организаций и общественностью региона. Это прежде всего корпоративные стиль и символика, стандарты фирменной одежды, телефонный этикет, способы обработки поступающей внешней информации и т.д.
4. Подготовка итогового документа.
Признание и принятие работником зафиксированных корпоративных норм поведения формирует механизм самоконтроля отношения к работе, гораздо более эффективный, чем внешние проверки и наказания.
Формирование и использование общих целей, ценностей и норм приводит к тому, что большинство работников в организации начинают вести себя в соответствии с интересами компании. Данный нормативный документ еще позволяет систематизировать разъяснительную работу с персоналом. Ведь понятно, что необходимые для формирования корпоративной мотивации труда нововведения могут быть сразу не поняты всеми работниками, так как человеческая психология не позволяет быстро принимать и соглашаться с серьезными изменениями, связанными как с производством, так и с социальной сферой. Приведем примерное положение о Корпоративном кодексе.
Примерное положение о Корпоративном кодексе
Корпоративный кодекс организации «А»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения.
2. Миссия и стратегия организации.
3. Взаимоотношения организации и работников.
4. Стандарты рабочего поведения.
5. Действия, несовместимые с работой в организации.
6. Права и обязанности сотрудников организации.
7. Рабочее время.
8. Использование ресурсов организации.
9. Взаимоотношения в коллективе.
10. Дресс-код.
11. Коммуникации.
12. Корпоративная культура и стиль. Культура производства.
13. Безопасность.
14. Заключительные положения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Корпоративный кодекс (далее — Кодекс) содержит свод общекорпоративных норм, правил и законов, которые являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками организации «А» (далее — Организация). Действие настоящего документа распространяется на все ее подразделения и является основой для определения моделей поведения сотрудников.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>