Изменение законов по вопросам обработки персональных данных |
Закон Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) является специальным законодательным актом, направленным на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.
С учетом новых подходов к регулированию персональных данных, закрепленных в Законе о персональных данных, а также необходимости корректировки законодательных актов, содержащих отсылочные нормы к законодательству об информации, информатизации и защите информации как регулирующему правоотношения в сфере защиты персональных данных, потребовалось взаимосогласование нижеприведенных законодательных актов с нормативными предписаниями Закона о персональных данных:
- Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 418-З «О регистре населения» (далее — Закон о регистре);
- Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее — Закон о госгранице);
- Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон об информации).
В связи с этим, а также реализацией поручений, изложенных в ст. 20 Закона о персональных данных, принят Закон Республики Беларусь от 10.10.2022 № 209-З «Об изменении законов по вопросам обработки персональных данных» (далее — Закон № 209-З).
Изменения ст. 2 Закона о регистре обусловлены следующим.
Обработка персональных данных — это любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, представление, удаление персональных данных (ст. 1 Закона о персональных данных). При этом старой редакцией ст. 2 Закона о регистре ведение регистра населения прежде было определено как сбор, обработка, накопление, хранение персональных данных и связанных с ними отметок, содержащихся в регистре населения, а также представление персональных данных из регистра населения. Таким образом, обработка персональных данных подразумевает в том числе и действия по сбору, хранению и представлению персональных данных, ввиду чего абз. 4 ст. 2 Закона о регистре изложен в новой редакции Законом № 209-З — и теперь это п. 1.3 комментируемой статьи.
Статья 8 Закона о регистре к основным персональным данным относит в том числе данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным. Так, данными о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным являются:
- дата, место и причина смерти, место захоронения; дата объявления физического лица умершим, признания безвестно отсутствующим, дата отмены соответствующего решения;
- дата признания физического лица недееспособным, ограниченно дееспособным, дата отмены соответствующего решения;
- дата установления опеки, попечительства; дата прекращения опеки, попечительства; дата освобождения, отстранения опекунов, попечителей от выполнения их обязанностей.
В то же время ст. 10 Закона о регистре к дополнительным персональным данным отнесены в том числе данные о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке (детях) физического лица, которыми являются: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство (подданство), дата и место рождения, идентификационный номер опекуна, попечителя.
Исходя из содержания п. 4 ст. 8 Закона о регистре, даты установления, прекращения опеки (попечительства), а также даты отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от выполнения их обязанностей (п. 4.4–4.6 ст. 8 Закона о регистре) в регистр населения должны вноситься только в отношении физических лиц, признанных недееспособными, ограниченно дееспособными. Так как недееспособными или ограниченно дееспособными могут быть признаны только совершеннолетние граждане, даты установления, прекращения опеки (попечительства), а также даты отстранения или освобождения опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних в регистр населения вносятся необоснованно. В регистре населения блоки данных об опекунах и попечителях (дополнительные данные) также фактически включают в себя данные о признании физических лиц недееспособными или ограниченно дееспособными (основные данные).
В результате внесения Законом № 209-З в п. 4 ст. 8 Закона о регистре соответствующих изменений, то есть исключения из него вышеуказанных п. 4.4–4.6, данные о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным будут содержаться обособленным блоком без прикрепления к ним данных об опеке или попечительстве, что позволит исключить смешение основных и дополнительных персональных данных, а также обойти разграничение совершеннолетних и несовершеннолетних. Данные об опекунах, попечителях логически по наполнению будут содержать также даты установления и прекращения опеки или попечительства.
Изменения Закона о регистре также направлены на приведение его в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 № 107 «О биометрических документах» (далее — Указ № 107), дополнение понятийного аппарата соответствующими определениями биометрических документов.
Указом № 107 с учетом изменений, внесенных данным Указом в Положение о документах, удостоверяющих личность, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294, устанавливается, что по заявлениям, поданным после 01.09.2021, органами внутренних дел будут выдаваться только биометрические виды на жительство, а также после указанной даты обмен вида на жительство будет возможен только на биометрический вид на жительство.
В то же время виды на жительство по заявлениям, поданным до 01.09.2021, будут выдаваться на руки после указанной даты в установленном порядке в сроки, определенные законодательными актами.
На основании вышеизложенного в целях обеспечения полноты и достоверности персональных данных порядок внесения в регистр населения видов на жительство в Республике Беларусь, определенный Законом о регистре, остался неизменным.
Корректировка ст. 24 Закона о регистре обусловлена необходимостью ее согласования с положениями п. 2 ст. 5 Закона о персональных данных, регламентирующими, что согласие субъекта персональных данных на их обработку может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме.
Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей в том числе правовые основания и цели обработки персональных данных (абз. 5 ч. 1 п. 1 ст. 11 Закона о персональных данных).
Все факты представления персональных данных из регистра населения фиксируются уполномоченными сотрудниками регистрирующей службы и (или) специальными программно-техническими средствами в регистре населения в автоматическом режиме. При представлении персональных данных из регистра населения в записи в регистре населения делаются соответствующие отметки (п. 1, 2 ст. 28 Закона о регистре). Вместе с тем хранение в регистре населения сведений о целях получения персональных данных Законом о регистре не предусмотрено. В связи с этим п. 2.3 ст. 28 Закона о регистре дополнен соответствующим положением.
Подпункт 3.2 п. 3 ст. 28 Закона о регистре дополняется положениями, в соответствии с которыми закрепляется внесение в регистр населения сведений о физических лицах, не имеющих идентификационных номеров (к примеру, иностранных гражданах, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь), которым представляются персональные данные из регистра населения.
Пунктом 5 ст. 28 Закона о регистре прежде было предусмотрено, что отметки о представлении персональных данных из регистра населения организациям, нотариусам и физическим лицам хранятся постоянно. Требование хранить иные отметки, например о внесении (актуализации), исключении, восстановлении данных и т.д., Законом о регистре также не предусмотрено. В связи этим п. 2 ст. 16 Закона о регистре дополнен соответствующими положениями: таким образом, ввиду того что Законом № 209-З в п. 2 ст. 16 Закона о регистре вносится норма, предписывающая хранить в регистре населения все типы отметок, связанных с обработкой персональных данных, требование п. 5 ст. 28 Закона о регистре стало являться дублирующим и подлежит исключению, поэтому п. 5 ст. 28 Закона о регистре Законом № 209-З исключен.
Исходя из определения персональных данных в Законе о персональных данных, обезличенные персональные данные также подпадают под определение персональных данных, и на них распространяются ограничения по работе с персональными данными, за исключением обработки персональных данных в научных или иных исследовательских целях (абз. 13 ст. 6 Закона о персональных данных). В связи с этим и с учетом подходов, заложенных законодательством о персональных данных в отношении обезличенных персональных данных, Законом № 209-З внесены изменения в ст. 30 Закона о регистре, а ч. 2 п. 2 ст. 31 Закона о регистре исключена.
Вступление в силу с 01.01.2023 п. 7, абз. 2 и 3 п. 8 ст. 2 Закона № 209-З обусловлено тем, что практическая реализация указанных норм требует модернизации программного обеспечения государственной информационной системы «Регистр населения». Доработка программного обеспечения запланирована на 2021–2023 годы в рамках выполнения мероприятия 28 «Развитие государственной информационной системы «Регистр населения» (подпрограмма «Цифровое развитие государственного управления») комплекса мероприятий, являющегося приложением 2 к Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021 № 66 (в редакции постановления от 18.03.2022 № 143). Финансирование работ по проведению этой доработки предусмотрено указанной Государственной программой.
С целью приведения в соответствие с Законом о персональных данных из Закона о госгранице исключены абз. 26 ст. 6 и абз. 6 ст. 12 (отсутствует необходимость дополнительного закрепления права обработки персональных данных физических лиц без их согласия для реализации полномочий Государственным пограничным комитетом и Государственным таможенным комитетом), а также внесены изменения в ч. 4 ст. 45 Закона о госгранице, излагающие ее в новой редакции, для определения конкретных целей обработки персональных данных пассажиров без их согласия. Абзац 13 ч. 1 ст. 1 Закона о госгранице (о перечислении видов персональных данных физического лица) Законом № 209-З исключен.
Законом № 209-З предусмотрена корректировка Закона об информации в целях согласования его норм с положениями Закона о персональных данных исходя из следующего.
С учетом положений п. 6 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и в целях обеспечения единообразия и однозначности термина «персональные данные» в Закон № 209-З включена отсылка к Закону о персональных данных.
Корректировка ст. 18 Закона об информации обусловлена необходимостью ее согласования с нормами Закона о персональных данных, которыми предусмотрено, что согласие субъекта персональных данных на их обработку может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме (п. 2 ст. 5 Закона о персональных данных), в то время как ч. 2 ст. 18 Закона об информации предполагала только письменное согласие на обработку персональных данных.
Исключение Законом № 209-З ч. 3 ст. 18 Закона об информации вызвано следующим. Уровень регулирования вопросов работы с персональными данными установлен Законом о персональных данных. В связи с этим, а также принимая во внимание положения ч. 2 ст. 2 Закона об информации, не было необходимости в дополнительном регулировании данных вопросов. При этом, учитывая, что многие вопросы работы с персональными данными урегулированы Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Национальным банком, Министерством внутренних дел и другими, отсутствует возможность ограничения уровня регулирования, например законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Нормы по защите персональных данных, предусмотренные ст. 32 Закона об информации, не согласовывались с положениями ст. 17 Закона о персональных данных, определяющими меры по обеспечению защиты персональных данных, в связи с чем ст. 32 Закона об информации Законом № 209-З исключена.
Яна РЯЗАНЦЕВА
<...>