Изменение наименования должности «врач-стоматолог детский» |
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 марта 2025 г. № 32 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2021 г. № 61» (далее — постановление № 32) внесено изменение в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2021 г. № 61 «О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтических работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей» в части исключения из номенклатуры должностей служащих медицинских, фармацевтических работников должности «врач-стоматолог детский».
Со вступлением в силу постановления № 32 обязанности врача-стоматолога детского возложены на врача-стоматолога-терапевта.
Таким образом, врачи-стоматологи для взрослых и детей объединены в одну специальность.
В соответствии с разъяснением Министерства здравоохранения врач-стоматолог-терапевт обладает компетенцией, позволяющей оказывать терапевтическую стоматологическую помощь как взрослому, так и детскому населению без ограничений и дополнительной подготовки.
Такой специалист сможет занимать должность «врач-стоматолог-терапевт» в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению, в том числе в малочисленных районах и сельской местности.
Структура (детские стоматологические кабинеты, отделения, поликлиники), система постдипломной подготовки врачей-специалистов (курсы повышения квалификации), оказывающих стоматологическую помощь детскому населению, а также выстроенная система оказания стоматологический помощи детям не изменятся.
Нанимателям необходимо учитывать, что в соответствии с изменениями наименования должности служащего необходимо внести изменения в штатное расписание и трудовой договор, заключенный с таким врачом.
В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде (ч. 4 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).
Алгоритм действий нанимателя будет таким:
1. Внести изменения в штатное расписание
В соответствии со ст. 194 ТК штатное расписание является одним из документов, определяющим трудовой распорядок для работников.
Штатное расписание является локальным правовым актом нанимателя. Порядок внесения изменений в документы нанимателя, в том числе локальные правовые акты, установлен Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в редакции постановления от 30.04.2024 № 25) (далее — Инструкция по делопроизводству).
Согласно п. 48 Инструкции по делопроизводству документ может утверждаться двумя способами:
-
посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи; или
-
издания (принятия) распорядительного документа (составления протокола).
Оба способа являются равнозначными.
Поэтому изменения в штатное расписание вносятся таким же образом, каким такой документ утверждался.
Примерная форма приказа о внесении изменений в штатное расписание
2. Уведомить работника о переименовании должности служащего
Трудовой договор в качестве обязательного условия должен содержать наименование должности служащего (профессии рабочего), которое должно соответствовать квалификационным справочникам, профессиональным стандартам, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих (п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК).
Изменение наименования должности в связи с внесенными изменениями в законодательство не будет являться изменением существенных условий труда, так как такое изменение производится не по инициативе нанимателя.
Получение согласия работника не требуется. Однако работнику необходимо разъяснить основания проведения такого изменения.
Примерная форма уведомления работника
3. Заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору
В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.
С работником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) в письменной форме.
Если работник отказывается от заключения такого дополнительного соглашения, необходимо составить акт об отказе в присутствии свидетелей.
Акт — вид документа, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленный факт (установленные факты) (п. 3 Инструкции по делопроизводству).
Требования к оформлению акта перечислены в п. 100–104 Инструкции по делопроизводству.
Примерная форма дополнительного соглашения к контракту
4. Издать приказ о переименовании должности служащего
При организации труда работников наниматель обязан оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись (п. 15 ч. 1 ст. 55 ТК).
Основанием для издания такого приказа является дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту).
Примерная форма приказа о переименовании должности
5. Внести запись в трудовую книжку о переименовании должности
Порядок ведения трудовых книжек установлен Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (в редакции постановления от 30.11.2023 № 47) (далее — Инструкция № 40).
Запись о наименовании должности служащего, профессии рабочего в приказе (распоряжении) нанимателя о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу производится на основании штатного расписания (п. 28 Инструкции № 40).
Примерная форма записи в трудовую книжку
6. Внести изменения наименования должности служащего в другие кадровые документы, локальные правовые акты
Изменить наименование должности служащего необходимо в табеле использования рабочего времени, должностной инструкции, а также других локальных правовых актах.
Алексей ШТЕЙНЕР