Социальные риски скрытых доходов |
Сегодня тема зарплаты «в конверте» по прежнему не теряет своей актуальности. Не все работодатели считают нужным платить своим работникам официальную заработную плату, часто заработанные деньги передаются в так называемых «конвертах». Источниками таких выплат может являться не только скрытая выручка, не отраженная в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования, но и доходы от незаконной предпринимательской деятельности.
Основная причина создания таких схем – нежелание работодателя платить налоги и соблюдать нормы трудового законодательства.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь работодатели обязаны с доходов, выплачиваемых своим работникам, уплачивать в бюджет подоходный налог, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУСП «Белгосстрах».
Как правило, получатели зарплат «в конверте» соглашаются со своим заработком, но только до тех пор, пока не столкнутся с проблемами по здоровью или не соберутся выходить на пенсию.
В Республике Беларусь основным источником выплат пенсий и пособий по временной нетрудоспособности являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями за каждого работника в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда).
В зависимости от уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование приобретается право на выплаты по государственному социальному страхованию на случаи болезни, временной нетрудоспособности, беременности и родам, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи.
Согласно законодательству о пенсионном обеспечении в 2021 году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет имеют лица, у которых минимальный страховой стаж составляет 18 лет. В страховой стаж засчитываются только те периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Ежегодно страховой стаж увеличивается на полгода до достижения к 2025 году 20 лет.
Следовательно, при оформлении пенсии у работников - получателей зарплат «в конверте» периоды трудовой деятельности, в течение которых не производилась уплата страховых взносов, не будут включены в страховой стаж и при исчислении размера пенсии будет учитываться только официальная заработная плата, из которой уплачивались страховые взносы в бюджет фонда, т.е. размер пенсии может оказаться гораздо ниже, чем, если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств.
Если же работник соглашается на трудоустройство вообще без оформления и за него не уплачиваются страховые взносы в бюджет фонда, то данный гражданин не подлежит социальному страхованию и у него страховой стаж не формируется.
Также и в случае болезни, такой работник либо не получит оплату больничного листа по временной нетрудоспособности либо получит, но только из расчета официально полученного заработка.
Выплата зарплаты «в конвертах» является серьезным нарушением в деятельности субъектов хозяйствования. Как наниматели, так и получатели такой зарплаты становятся участниками теневой экономики, причиняя ущерб не только государству, но и самим работникам.
С 19 июня 2021 года в Республике Беларусь ужесточается ответственность нанимателей за выплату зарплаты «в конвертах». Уголовную ответственность наниматель будет нести не только за уклонение от исполнения обязанностей по перечислению в бюджет налогов, сборов, но и за умышленное неначисление и уклонение от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
Должностные лица организаций, которые начислят страховые взносы, но не перечислят их в бюджет фонда, например, по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете, будут нести административную ответственность.
В органах Фонда социальной защиты населения имеется представляемая работодателями информация о суммах начисленной работникам заработной платы и уплаченных от её размера обязательных страховых взносах, которую каждый гражданин может запросить в отношении себя.
По материалам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://ssf.gov.by)