Отменяем дистанционную работу |
C целью минимизации риска возникновения и распространения инфекции COVID-19 многие организации перешли на дистанционный способ работы. После того, как ситуация стабилизируется и коронавирус перестанет распространяться в трудовых коллективах, сотрудников, которые работали дистанционно, предстоит возвращать в офис. Рассмотрим вопросы, которые нужно разрешить при этом, и кадровые документы, которые необходимо подготовить до возвращения сотрудников в офис.
БЕРЕМ С РАБОТНИКОВ ЗАЯВЛЕНИЯ
В некоторых организациях при возникновении и распространении инфекции COVID-19 работники по просьбе нанимателя написали заявления о переходе на дистанционную работу, чтобы при возможных разногласиях наниматель смог подтвердить, что инициатива перехода на дистанционную работу исходила от самих работников. В таком случае следует попросить работников написать новые заявления о прекращении дистанционной работы. Содержание такого заявления зависит от того, что было указано в заявлении работника о переходе на дистанционную работу.
Например, если работник в заявлении просил перевести его на дистанционную работу в связи с риском распространения инфекции COVID-19 и угрозой заражения в трудовом коллективе, в новом заявлении целесообразно указать: «В связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19 прошу с 24.08.2020 прекратить дистанционную работу и разрешить мне выполнять трудовые обязанности в офисе организации».
ИЗДАЕМ ПРИКАЗ
Приказ о прекращении дистанционной работы в связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19 необходим в том случае, если ранее был издан приказ о переходе работников на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19. Такой приказ нужно подготовить в порядке изменения существенных условий труда работника при продолжении им работы по той же квалификации, должности служащего (профессии рабочего), определенным в трудовом договоре, с учетом требований ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК):
— во-первых, в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами;
— во-вторых, с предупреждением работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц.
Согласно п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 календарный день.
При этом изменением существенных условий труда признается:
- изменение системы оплаты труда;
- изменение режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени;
- изменение гарантий;
- уменьшение размеров оплаты труда;
- предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок;
- изменение других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
С приказом о прекращении дистанционной работы необходимо ознакомить работников под роспись.
От содержания приказа о переходе работников на дистанционную работу зависит содержание нового приказа. Формулировки последнего приказа должны точно производить обратную кадровую процедуру.
Например, если в приказе о переходе на дистанционную работу указано «Перевести работников ООО «Эридан», за исключением указанных в приложении к настоящему приказу, на дистанционную работу с 06.04.2020», то в приказе о прекращении дистанционной работы нужно записать: «Отменить в ООО «Эридан» режим дистанционной работы для работников, которые ранее приказом от 05.03.2020 № 37-л переведены на дистанционную работу. С 24.08.2020 указанным работникам приступить к выполнению трудовых обязанностей в офисе ООО «Эридан» по адресу: г. Минск, ул. Плеханова, 11».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ К ТРУДОВЫМ ДОГОВОРАМ
При переходе на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19 и ее прекращении в связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19 согласно ч. 4 ст. 19 ТК трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон. Необходимость заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам о прекращении дистанционной работы в связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19 зависит от содержания указанных документов при переводе на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19.
Если в дополнительных соглашениях к трудовым договорам о переходе на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19 не был указан срок окончания дистанционной работы, то необходимо подготовить новые дополнительные соглашения к трудовым договорам о прекращении дистанционной работы в связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19. В таких соглашениях необходимо указать, какие пункты, касающиеся дистанционной работы, не применяются. Если в связи с переводом на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19 изменяли некоторые положения трудового договора, то следует их проверить и при необходимости изменить, например, место работы работника.
Например, в дополнительном соглашении к трудовому договору о прекращении дистанционной работы в связи с уменьшением угрозы заражения COVID-19 может быть указано:
«1. Подпункт 2.1 трудового договора изложить в следующей редакции:
«2.1. Работник выполняет трудовую функцию по месту нахождения нанимателя: г. Минск, ул. Плеханова, 11».
2. Исключить из трудового договора подпункты 8.3–8.4, введенные в раздел «Обязанности работника» дополнительным соглашением от 05.03.2020 № 1 к трудовому договору от 20.01.2020 № 51».
Если нужно оставить некоторое количество работников на дистанционной работе, то необходимо проверить срок дистанционной работы в дополнительных соглашениях к трудовым договорам о переходе на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19. При наличии истекающего срока дистанционной работы или отсутствия дополнительного соглашения к трудовому договору о переходе на дистанционную работу в связи с возникновением и распространением инфекции COVID-19 следует заключить новое дополнительное соглашение.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>