Охрана труда по новым правилам |
Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З (далее — Закон № 274-З) внесены существенные изменения в Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда). Рассмотрим наиболее важные из них.
Терминология
Статья 1 Закона об охране труда дополнена термином «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью» и его определением — это задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.
Отметим, что законодательно закрепляется не только термин «наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью», но и обязательные требования к его оформлению, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ. В настоящее время требования об обязательном оформлении наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью содержатся в п. 18–24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70.
В Законе об охране труда появился термин «система управления охраной труда» и его определение — это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности. Такое дополнение является весьма актуальным, так как согласно п. 8 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь и ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
При этом само определение термина детализировано. Согласно п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41, система управления охраной труда в организации — это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Также в ст. 1 Закона об охране труда появился термин «работы с повышенной опасностью» — это работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.
Государственное управление в области охраны труда
Статья 5 Закона об охране труда дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда — внедрением систем управления охраной труда.
В соответствии с внесенным в ст. 9 Закона об охране труда дополнением республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют в том числе разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в том числе взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.
Из функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, исключены:
- разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
- контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).
В соответствии с дополнениями в ч. 2 ст. 9 Закона об охране труда детализируются полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Так, данное Министерство устанавливает порядок:
- обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;
- разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;
- обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.
Кроме того, дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда. Так, согласно дополнению, внесенному в ст. 10 Закона об охране труда, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления охраной труда и обеспечивают их функционирование, в том числе взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории.
<...>