Охрана труда: фронтальные изменения |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2020 № 306 (далее — Постановление № 306) внесены изменения в некоторые постановления Правительства, касающиеся вопросов охраны труда. Документ принят во исполнение Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — Закон № 274-З), который вступает в силу с 28 июня 2020 г. Сделаем краткий обзор наиболее важных, на наш взгляд, изменений, касающихся в той или иной степени субъектов хозяйствования (работодателей).
Компетенция министерства труда и социальной защиты
Изменения внесены в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589 (в ред. постановления от 07.02.2005 № 127) (далее — Положение № 1589). В частности, в этом документе устанавливается, что Минтруда и соцзащиты в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах компетенции в том числе:
— разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов предложения об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области охраны труда, НПА, в том числе ТНПА по условиям и охране труда (новая редакция п. 6.15);
— ведет в соответствии с законодательством государственную статистику по вопросам условий и охраны труда, зарегистрированной безработицы и социальной защиты, осуществляет контроль за соблюдением порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности по вопросам условий и охраны труда (новая редакция п. 6.67);
— разрабатывает и утверждает нормативы численности специалистов по охране труда (новый п. 6.70);
— изучает состояние условий и охраны труда, осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, причин производственного травматизма и вносит в установленном законодательством порядке в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы предложения по их предупреждению (измененный п. 6.71);
— устанавливает порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда (новый п. 6.713);
— устанавливает порядок разработки и принятия работодателями локальных правовых актов (ЛПА), содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (новый п. 6.714);
— устанавливает совместно с Министерством здравоохранения перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (новый п. 6.715).
Согласно изменениям, внесенным в п. 7 Положения № 1589, Минтруда и соцзащиты для осуществления возложенных на него задач и функций предоставлено право принимать НПА, ТНПА по вопросам труда, условий и охраны труда, содействия занятости, социальной защиты, демографической безопасности, альтернативной службы, в том числе типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ), перечень СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, порядок обеспечения СИЗ работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, НПА по вопросам планирования и разработки мероприятий по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда
Постановлением № 306 также внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2002 № 694 «Об утверждении Положения об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь» и в утвержденное им Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь (далее — Положение № 694).
В частности, согласно новой редакции п. 5 Положения № 694 органы госэкспертизы условий труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с госорганами, в том числе органами, осуществляющими надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, а также с профессиональными союзами и другими организациями.
Новой редакцией п. 6 Положения № 694 устанавливается, что основными задачами органов госэкспертизы условий труда являются:
— совершенствование списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — списки);
— контроль за правильностью применения списков и перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (далее — перечень);
— контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
— надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Также новой редакцией п. 7.1 Положения № 694 устанавливается, что органы госэкспертизы условий труда в соответствии с возложенными на них задачами проводят государственные экспертизы условий труда:
— государственную экспертизу правильности применения списков и перечня;
— государственную экспертизу качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
— государственную экспертизу условий труда на рабочих местах.
В соответствии с новой редакцией п. 8.1 Положения № 694 органам госэкспертизы условий труда предоставляется право осуществлять проверки работодателей по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, мониторинг соответствия предоставления организациями компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требованиям законодательства о труде и пенсионном обеспечении.
Значительные изменения претерпел п. 11 Положения № 694. Теперь в данной норме будет установлено, что должностные лица органов госэкспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
— свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя, осматривать рабочие места в порядке, установленном законодательством;
— запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы, ведение которых работодателю предписано законодательством о пенсионном обеспечении и о труде, касающиеся проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— подготавливать по результатам проведенных государственных экспертиз условий труда заключения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите, работодателей, работающих, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
— подготавливать с участием уполномоченного представителя профессионального союза (иного представительного органа работников) заключения о фактической занятости работников в условиях, предусмотренных списками, для включения в специальный (профессиональный) стаж периодов работы, в течение которых по вине работодателя не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда;
— выносить предписания о внесении изменений в результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или их отмене при выявлении нарушений в организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
— составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами;
— приглашать при необходимости в органы государственной экспертизы условий труда уполномоченных должностных лиц работодателей в связи с находящимися на рассмотрении обращениями, документами;
— совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подготавливать заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда не подтверждены вредные и (или) опасные условия труда;
— проводить государственные экспертизы условий труда;
— осуществлять проверки работодателей при проведении надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением должностных лиц управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты;
— отменять или изменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении;
— выносить в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно новой редакции п. 18 Положения № 694 заключения и предписания должностных лиц органов госэкспертизы условий труда, если они противоречат НПА, могут быть изменены, отменены либо их действие может быть приостановлено заключением главного государственного эксперта области (города Минска) по условиям труда или его заместителя либо заключением Главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда или его заместителя.
Расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний
Некоторые изменения вносятся также в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее — Правила № 30).
В частности, п. 13 Правил № 30 теперь говорит, что страхователь в пятидневный срок после получения документов специального расследования группового несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом, несчастного случая, приведшего к тяжелым производственным травмам, профессионального заболевания издает приказ (распоряжение) о мероприятиях по устранению причин несчастного случая, профессионального заболевания, привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения (далее — технические нормативные правовые акты, обязательные для соблюдения), ЛПА. Копию приказа (распоряжения) страхователь направляет организациям, представители которых проводили специальное расследование, профсоюзу (иному представительному органу работников), местному исполнительному и распорядительному органу, на подведомственной территории которого расположен страхователь. О выполнении мероприятий по устранению причин несчастного случая, профессионального заболевания страхователь в установленные приказом (распоряжением) сроки информирует организации, указанные выше.
Согласно новой редакции п. 78 Правил № 30 вопросы, связанные с отказом страхователя, организации от проведения расследования несчастного случая на производстве, составления актов формы Н-1, формы Н-1АС или формы НП (включая непризнание факта несчастного случая) или несогласием потерпевшего либо лица, представляющего его интересы, лица, допустившего нарушения актов законодательства, ТНПА, обязательных для соблюдения, ЛПА, приведшие к несчастному случаю, страховщика с содержанием указанного акта из-за несоответствия изложенных в нем обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам или изложенных в нем выводов, рассматриваются по их заявлению Департаментом государственной инспекции труда, его обособленными территориальными подразделениями или в суде. Заявление о рассмотрении вопросов, указанных выше, может быть подано в трехмесячный срок со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Департамент государственной инспекции труда
Постановлением № 306 внесены также изменения в Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (далее — Положение № 959).
<...>
Далее читайте в статье.
<...>