О стратегии управления водными ресурсами |
Доступ населения к качественной питьевой воде, эффективное управление ресурсами, совершенствование законодательства. Что еще предусмотрено до 2030 года для водной безопасности страны?
Постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г. № 91 утверждена Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года.
«Водные ресурсы являются национальным достоянием во всех странах мира, обеспеченность ими – ключевой показатель устойчивого развития общества в социальных, экономических и экологических аспектах», – говорится в документе.
Документ принят в целях достижения долгосрочной водной безопасности страны для ее нынешнего и будущих поколений.
Стратегия направлена на решение задач по:
- равноправному доступу населения к качественной питьевой воде и надлежащим услугам в области водоснабжения и водоотведения с обеспечением их финансовой доступности;
- улучшению экологического состояния (статуса) поверхностных водных объектов с предупреждением их загрязнения, засорения и истощения;
- повышению эффективности водопользования во всех отраслях экономики;
- развитию комплексного управления водными ресурсами, в том числе в трансграничном контексте.
Ожидается, что реализация стратегии позволит обеспечить:
- население централизованными системами водоснабжения и водоотведения (канализации) – не менее 93,2 % и 79,3 % соответственно к 2025 году, 95 % и 85 % соответственно к 2030 году;
- долю поверхностных водных объектов, которым присвоен хороший и выше экологический статус, – не менее 75 % к 2025 году, 85 % к 2030 году;
- индекс сброса недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты (к уровню 2015 года) – не более 30 % к 2025 году, 0 % к 2030 году;
- степень внедрения комплексного управления водными ресурсами – не менее 80 % к 2025 году, 100 % к 2030 году;
- долю площади трансграничных речных бассейнов, в отношении которой действуют международные договоренности о сотрудничестве в области охраны и использования трансграничных вод, – не менее 78 % к 2025 году, 100 % к 2030 году.
Документом установлен план мероприятий стратегии, среди которых:
- разработка Концепции по совершенствованию законодательства об охране и использовании вод в условиях изменяющегося климата;
- комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения;
- совершенствование порядка разработки технологических нормативов водопользования;
- подготовка и подписание соглашений по охране и использованию трансграничных вод с сопредельными государствами (Латвийская Республика, Литовская Республика);
- создание Неманского и Западно-Двинского бассейновых советов;
- перевод г. Минска на водоснабжение из подземных источников;
- переход на онлайн-режим представления всех информационных ресурсов государственного водного кадастра с возможностью интеграции данных с земельно-информационной системой Республики Беларусь;
- создание государственного водного фонда, предусматривающего информационные ресурсы для ведения тематических реестров (перечня поверхностных водных объектов, каталога водоохранных зон, выпусков сточных вод и других гидротехнических сооружений и устройств).
Всего запланировано проведение 41 мероприятия. Контролировать их реализацию уполномочено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь (https://pravo.by/)