Медиация и трудовой спор |
Индивидуальный трудовой спор в соответствии со ст. 233 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) — это неурегулированные разногласия между нанимателем и работником (лицом, которому отказано в заключении трудового договора, уволенным работником) по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов, соблюдения условий трудового договора. Здесь же указано, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть ТК еще даже не адаптирован под медиативные технологии.
Есть и немалый международный опыт применения медиации в отношении трудовых споров:
- в Китае медиация выступает одной из обязательных стадий урегулирования трудовых конфликтов1;
- в Великобритании для передачи трудового спора в суд необходимо заключение медиатора о невозможности решить спор мирным путем2;
- во Франции правовая возможность обращения к процедуре медиации закреплена непосредственно в Трудовом кодексе. Причем инициатором передачи дела медиатору может быть как одна из сторон, так и административный орган3.
Напомним, что согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (далее — Закон о медиации) медиация — это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.
Более того, сам Закон о медиации, регулирующий сферу его действия, прямо указывает, что он регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений (ст. 2).
Практика применения медиации в разрешении трудовых споров
Имеется в Республике Беларусь и опубликованная практика успешного использования медиации по урегулированию таких трудовых конфликтов, как:
- о взыскании с нанимателя среднего заработка за каждый день задержки расчета при увольнении. Стороны заключили медиативное соглашение, согласно которому истец отказался от иска. Руководитель от имени предприятия и своего работника (бухгалтера) принес извинения и в качестве дополнительной компенсации бесплатно оказал бывшему работнику услугу по грузоперевозке мебели в связи с его переездом на другую квартиру4;
- о восстановлении работника на прежней работе после увольнения его при сокращении штата. По итогам медиативных переговоров истец отказался от иска. После консультаций с руководителем организации стороны подписали медиативное соглашение, в развитие которого был заключен гражданско-правовой договор сроком на три месяца. По договору бывшему работнику было поручено за определенную плату написание ряда статей и иного информационного материала для размещения их на сайте и на стендах организации; создание и ведение в течение указанного срока страниц предприятия в нескольких социальных сетях;
- о взыскании с нанимателя среднего заработка за время вынужденного прогула и изменении даты увольнения. В медиации истец отказался от иска и удалил на интернет-ресурсах все сообщения негативного характера о бывшем работодателе. В свою очередь, предприятие разместило на своем сайте в разделе «Вакансии» подробные условия оплаты труда работников;
- о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации за задержку выдачи трудовой книжки, а также морального вреда. В процедуре медиации нанимателю удалось уменьшить запрашиваемую работником сумму. Работник, в свою очередь, оперативно получил оплату в течение двух календарных дней после подписания медиативного соглашения и отказался от требования о восстановлении на работе5;
- о взыскании окончательного расчета, среднего заработка за каждый день задержки выплаты, а также морального вреда. По результатам медиации стороны обсудили сумму и срок окончательного расчета. Наниматель признал право работника на фактически установленную сумму заработной платы и на компенсацию за неиспользованный отпуск. В свою очередь, работник отказался от требования выплаты среднего заработка за задержку окончательного расчета. Стороны предусмотрели рассрочку выплаты этих сумм6;
- судебный спор о взыскании с работника причиненного ущерба (ненадлежащее исполнение ответчиком как материально ответственным лицом должностных обязанностей). По результатам переговоров с участием медиатора стороны пришли к взаимоприемлемому решению за одну медиативную сессию продолжительностью 3 часа. Они заключили медиативное соглашение на следующих условиях:
а) ответчик согласился уплатить требуемую истцом сумму ущерба тремя равными частями в течение 3 месяцев;
б) истец обещал передать спорные материальные ценности ответчику в личное пользование;
в) стороны договорились пересмотреть договор о полной материальной ответственности ответчика;
г) истец обещал подать в суд заявление об отказе от заявленных требований. Оплату услуг медиатора стороны разделили поровну7;
- о досрочном расторжении контракта между работником и организацией. В результате переговоров с участием медиатора стороны пришли к взаимовыгодному решению и подписали медиативное соглашение, в котором:
а) договорились досрочно расторгнуть контракт по взаимному соглашению;
б) работник обязался обучить нового сотрудника в течение одной недели8;
- о сокращении работника во время испытательного срока. По результатам переговоров с участием медиатора стороны заключили медиативное соглашение на следующих взаимоприемлемых условиях:
а) наниматель переводит работника на другую должность по срочному трудовому договору на время декретного отпуска основного сотрудника без сохранения прежней зарплаты и без возможности заниматься поиском другой постоянной работы;
б) наниматель и работник договорились не распространяться в рабочем коллективе о возникновении спорной ситуации и ее разрешении в процедуре медиации9.
Еще в 2017 году Верховный Суд Республики Беларусь отметил, что на стадии подготовки дела к судебному разбирательству недостаточно полно выясняются правовые позиции сторон, не разъясняются преимущества урегулирования спора заключением мирового соглашения либо с использованием процедуры медиации по отдельным категориям споров10.
Требования к медиаторам
Теперь рассмотрим возможные кандидатуры медиаторов в соответствующих группах конфликтов, вытекающих из трудовых правоотношений.
В связи с этим будет уместным вспомнить, что согласно Закону о медиации (ст. 1) медиатор — это физическое лицо, отвечающее требованиям Закона о медиации, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров). Обратим внимание на два обязательных требования к претендующему на статус медиатора лицу: это может быть только физическое лицо (не общественная организация, не госорган или их объединения) и важна его незаинтересованность (практически никакого интереса не должно быть у медиатора к спору, его результату, последствиям).
Закон о медиации также установил, что медиатором может быть не просто любое физическое лицо, а лицо:
1) имеющее высшее юридическое или иное высшее образование. То есть все специалисты с различными видами высшего образования, работающие по трудовому договору (и не только) в различных сферах, потенциально могут быть медиаторами;
2) прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь. В Республике Беларусь, в частности в Минске, работают несколько центров по подготовке медиаторов, в том числе Международный научно-образовательный центр медиации, примирения и третейских процедур юридического факультета БГУ. В нем могут обучаться студенты БГУ и иных учреждений образования, магистранты, преподаватели и представители любых других организаций. Количество учебных часов подготовки следующее: для юристов — 140, для лиц, не являющихся юристами, — 170. Как видим, здесь также нет препятствий для работающих в разных сферах;
3) получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации. После прохождения подготовки в сфере медиации выдается справка. Эта справка и некоторые иные документы подаются в Министерство юстиции Республики Беларусь, которое и выдает свидетельство медиатора на основании решения Квалификационной комиссии.
Но медиатором не может быть физическое лицо:
- являющееся госслужащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами. Уместным будет вспомнить, что государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь"). Здесь нужно заметить, что данное требование относится к руководителям любых государственных организаций, несмотря на кажущуюся схожесть их функций с функциями медиатора. Кроме того, эти лица не могут быть беспристрастными в трудовых конфликтах, где участвует руководимая ими организация, а они выступают в качестве нанимателей;
- признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным. Для признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным требуется решение суда. Такие лица не могут объективно выполнять функции медиатора;
- имеющее судимость за совершенные уголовные преступления (независимо от формы вины). В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 45) лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке. Беспристрастность лиц, имеющих судимость, как медиатора, также поставлена законом под вопрос;
- полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, госбезопасности, пограничной службы, работника органов КГК, налоговых, таможенных органов, иного госслужащего, нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, — в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами. Беспристрастность этих лиц также поставлена под сомнение в силу выполняемых ими функций и задач в качестве государственных служащих или совершенных проступков;
- в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции.
Следует также помнить, что медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны. Если лицо является представителем одной из спорящих сторон, то предполагается его предвзятость, нарушается принцип независимости, объективности медиации и самого медиатора.
Далее читайте в статье.
<...>