Действия нанимателя при назначении работнику пенсии |
Согласно ст. 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Таким образом, на нанимателя возлагается обязанность сбора и оформления всех документов, необходимых для назначения работнику пенсии, и их своевременного предоставления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. За неисполнение данной обязанности наниматель несет материальную ответственность в соответствии со ст. 76 Закона. Именно поэтому важно осуществлять все действия, необходимые для назначения работнику пенсии, своевременно и с соблюдением всех требований законодательства.
УСЛОВИЯ, ДАЮЩИЕ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
В первую очередь каждый наниматель должен быть осведомлен о совокупности предусмотренных законодательством условий, при которых работник имеет право на трудовую пенсию, это:
1) постоянное проживание в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором (ст. 1 Закона);
2) достижение общеустановленного пенсионного возраста, который в 2021 году составляет для мужчин 62 года 6 месяцев, для женщин — 57 лет 6 месяцев. Вместе с тем ст. 17–22 Закона определены категории лиц, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста при определенных условиях. Также отдельным категориям работников назначаются ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста пенсии за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет в соответствии с Законом или досрочная профессиональная пенсия в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»;
3) наличие предусмотренного законодательством стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страхового стажа) (ст. 5 Закона), под которым следует понимать сумму периодов, определенных ч. 1 ст. 51 Закона;
4) наличие предусмотренного законодательством общего стажа работы (ст. 11 Закона), под которым понимается сумма периодов, составляющих стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов, и периодов, включаемых в стаж работы, за которые уплата указанных взносов не производилась.
Определение общего и страхового стажа, требуемого для назначения пенсии работнику, осуществляется в соответствии со ст. 11, 51–52 Закона, Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», Указом Президента Республики Беларусь от 18.05.2020 № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан». Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777.
<...>
<...>