Обзор типичных нарушений при определении объекта для начисления обязательных страховых взносов |
Одним из типичных нарушений, выявленных при проверках и мониторингах органами ФСЗН в 2020 году, является неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов
Излишне начислены обязательные страховые взносы:
- работодателями на пенсионное страхование в размере 28% на суммы выплат, начисленные в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы.
Нарушена ст. 4 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;
- на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения. Нарушена
ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»;
-
на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования;
- на суммы предоставляемого ежемесячно за счет средств государственного социального страхования свободного от работы дня матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Нарушен п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);
- на суммы выходного пособия согласно
ст. 48 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Нарушен п. 2 Перечня;
- на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в
главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер работы);
- на суммы средств работодателя,направленные на обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке; обучение работников на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью.
Нарушен п. 4 Перечня;
- на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами.
Нарушен п. 7 Перечня.
В соответствии с п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.
Не начислены обязательные страховые взносы:
- на единовременные премии, материальную помощь к профессиональным праздникам, вознаграждения к юбилейным датам, торжественным событиям, включая материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
- на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации;
- на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, взамен предупреждения о предстоящем увольнении, при досрочном расторжении контракта;
- на сумму доплаты к заработной плате врача-интерна;
- на суммы денежной помощи и суммы отпускных в размере месячной стипендии молодым специалистам;
- на компенсацию стоимости питания работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
- на суммы выплат в результате неверного применения ограничения выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике;
- на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору;
- на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
- на суммы оплаты одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, выплачиваемые за счет средств организации;
- на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно
Указу Президента Республики Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения».
Нарушена ст. 2 Закона об обязательных страховых взносах;
- сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
Нарушен п. 5 Положения об уплате.
На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3)(тип формы – исходная), которые откорректируют ранее представленные данные за соответствующий отчетный период (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3).
Следует принимать во внимание – с 01.01.2019 форма ПУ-3 (тип формы – исходная) заполняется с нарастающим итогом с начала отчетного года с учетом изменений ранее представленных сведений отчетного периода.
По материалам Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://ssf.gov.by)
<...>