Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей |
Проверки органами ФСЗН регулярно выявляют типичные нарушения, связанные с необоснованностью и неправильностью использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию.
Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей
- Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено при отсутствии фактического проживания ребенка в Республике Беларусь.
Нарушен п. 2 ст. 1 Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З);
- назначены государственные пособия на детей, находящихся в учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания;
Нарушен п. 3 ст. 1 Закона № 7-З;
- пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка;
- пособие в связи с рождением первого ребёнка выплачивалось в размерах, установленных для пособия в связи с рождением второго ребёнка, и, наоборот, при рождении второго ребенка выплачивалось как на первого ребенка.
Нарушены ст. 10, 11 Закона № 7-З;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено за полный месяц, следовало выплатить по день исполнения ребенку 3 лет включительно;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения ребенком возраста 3 лет;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, следовало – в размере 50 процентов от полного размера пособия;
- при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитывался ребенок, достигший 18 лет;
Нарушена ст. 13 Закона № 7-З;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено семье, в которой воспитываются дети только в возрасте до 3 лет, или назначено семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на каждого ребенка, следовало – одно пособие семье;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, а на несколько дней ранее или позднее;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения старшим ребенком 18 лет, а до конца месяца.
Нарушена ст. 14 Закона № 7-З;
- пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь.
Нарушена ст. 15 Закона № 7-З;
- пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в году, предшествующем году обращения за пособием.
Нарушена ст. 16 Закона № 7-З;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня рождения ребенка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам;
- в случае изменения места работы матери пособие по новому месту назначено со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту работы при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, следовало – со дня рождения младшего ребенка;
- пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет из отдельных категорий семей выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а за весь месяц с его начала.
Нарушена ст. 22 Закона № 7-З;
- в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена.
Нарушена ст. 24 Закона № 7-З;
- размер пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не перерассчитывался.
Нарушена ст. 27 Закона № 7-З;
- пособия назначены без наличия всех необходимых документов, пособие в связи с рождением ребёнка назначено на основании ксерокопии справки о рождении.
Нарушены п. 8, 27, 28 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569 (пособия);
- размер пособия изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50% от установленного пособия со дня выхода матери на работу, следовало с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств).
Нарушен п. 19 Положения № 569 (пособия);
Указанные нарушения повлекли за собой переплаты пособий семьям, воспитывающим детей, которые органами Фонда не приняты к зачету в соответствии с пунктом 15 Положения о Фонде, а также недоплаты пособий, которые подлежали доплате.
На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в части оформления документов, необходимых для назначения пособий семьям, воспитывающим детей) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
По материалам Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://ssf.gov.by)
<...>