...о трудовой книжке руководителя организации |
Где хранится и кем заполняется трудовая книжка руководителя организации?
Понятие нанимателя для целей законодательства о труде раскрыто в
ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), согласно которой наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
В отношении руководителя организации в главе 18 Трудового кодекса установлены особенности по регулированию трудовых отношений с указанной категорией работников.
В соответствии с частью 1 ст. 254 Трудового кодекса трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон.
Следует обратить внимание на то, что вне зависимости от организационно-правовой формы организации руководитель организации по своему статусу является работником организации, выполняющим управленческие функции. В этой связи, в отношении руководителя организации, как работника, действуют общие нормы законодательства о труде с учетом главы 18 Трудового кодекса.
В частности, ст. 52 Трудового кодекса определено, что правила ведения нанимателем первичных документов о труде устанавливаются в порядке, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Под первичной документацией понимается совокупность учетных документов о каких-либо явлениях (фактах), составляемых в период их свершения. Первичные документы о труде – это документы по личному составу, создаваемые при приеме на работу, увольнении, переводе работника, предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы и др.
Определение понятия «документы по личному составу» содержится ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» - документы по личному составу - документы, создаваемые при приеме на работу, переводе (перемещении), увольнении работника, о предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы, присвоенных квалификации, разряде, звании, иные документы, которые могут быть использованы для подтверждения периода работы и (или) учебы, занимаемой должности (профессии), а также в иных целях, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан.
Поскольку руководитель организации является одновременно ее работником и входит в штатную численность организации, то ведение документов по личному составу в отношении всех работников организации, в том числе и руководителя, следует осуществлять в организации.
Таким образом, трудовая книжка руководителя организации ведется и хранится, также как и личное дело, в организации. Изданию приказов о предоставлении отпусков, командировании руководителя и др. может предшествовать процедура согласования с органом, заключившим контракт, собственником имущества.
Выплату заработной платы, среднего заработка за время трудового отпуска, предоставление гарантий, связанных с направлением в служебную командировку, в отношении руководителя организации осуществляет непосредственно организация.
По материалам Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://www.mintrud.gov.by/)