О государственном социальном страховании для самозанятых лиц |
Граждане, занимающиеся деятельностью, не относящейся к предпринимательской (самозанятые), должны самостоятельно участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего.
Возможность формирования пенсионных прав в будущем предоставлена Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 № 500 «О государственном социальном страховании». Эта норма законодательства является весьма актуальной с учетом происходящих изменений в пенсионном законодательстве в части повышения пенсионного возраста и увеличения требуемого стажа работы с уплатой взносов.
Так, для назначения трудовой пенсии в 2021 году требуется минимум 18 лет стажа с уплатой взносов в бюджет фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонда). Ежегодно требования к страховому стажу увеличиваются на 6 месяцев, и к 2025 году требуемая его продолжительность составит 20 лет.
Подтверждение стажа и заработка для назначения пенсии с 01.01.2003 осуществляется на основании сведений персонифицированного учета в системе государственного социального страхования. Каждому работающему гражданину органами Фонда открывается индивидуальный лицевой счет (далее - ИЛС), на котором накапливаются сведения о трудовом стаже, суммах выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, начисленных и уплаченных обязательных страховых взносах.
Получить информацию из ИЛС можно следующими способами:
-
обратиться в районный отдел Фонда, предъявить свидетельство социального страхования, документ, удостоверяющий личность и заполнить заявление установленного образца. Информация выдается органом Фонда бесплатно;
-
через информационных посредников в одном из отделений РУП «Белпочта» или РУП «Белтелеком», список которых размещен на официальном сайте ssf.gov.byв рубрике «Е-сервисы». Услуга предоставляется на возмездной основе;
Имея данные о своем страховом стаже, гражданин самостоятельно принимает решение о необходимости уплаты обязательных страховых взносов за период самозанятости, тем самым гарантируя себе право на будущую трудовую пенсию.
Для формирования пенсионного будущего самозанятому лицу необходимо стать на учет в районном отделе Фонда по месту своей регистрации. Постановка на учет осуществляется на основании заявления. При постановке на учет предъявляется документ, удостоверяющий личность и квитанцию об уплате единого налога (или иной документ, подтверждающий осуществление деятельности, не относящейся к предпринимательской).
Вторым шагом станет непосредственно уплата взносов. Самозанятые лица уплачивают взносы со дня постановки их на учет и только на пенсионное страхование, то есть в размере 29 процентов от определяемого ими самостоятельно дохода, но не менее чем из размера минимальной заработной платы с учётом индексации. Так, за апрель 2021 года минимальная сумма взносов составляет 116 руб. 00 коп. (400*29%). При этом уплачивать их можно еженедельно, ежемесячно или один раз в год – по выбору гражданина. Окончательный расчет за предыдущий год необходимо произвести не позднее 1 марта.
Платежи самозанятыми лицами могут осуществляться наличными денежными средствами в кассы банков, а также с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, устройств приема наличных денег cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе ”Расчет“ (ЕРИП).
Самозанятые лица вправе уплачивать обязательные страховые взносы только за периоды осуществления деятельности.
Периоды осуществления и (или) неосуществления деятельности и суммы уплаченных взносов отражаются самозанятыми лицами в документах персонифицированного учета, а именно в «индивидуальных сведениях» формы ПУ-3 (далее – ПУ-3).
Заполнить указанную форму можно с помощью специального программного комплекса (Ввод ДПУ) предназначенного для подготовки документов персонифицированного учета (программный комплекс можно скачать по ссылке https://ssf.gov.by).
Что касается сроков предоставления формы ПУ-3, то она предоставляется в органы Фонда один раз в год, не позднее 31 марта за предыдущий год.
Документы могут быть предоставлены в электронном формате (с приложением распечатанных документов на бумажном носителе, подписанных самозанятым лицом) в районный отдел Фонда по месту постановки на учет, а также в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы могут представляться с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда (http://portal2.ssf.gov.by).
По материалам территориальных органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://ssf.gov.by)