Командообразование — современный инструмент управления персоналом |
В последнее время часто приходится слышать, как всех сотрудников компании называют «командой» или «коллективом единомышленников». Это не совсем объективно, так как непонятно, о каких командах идет речь. Иногда это обычное следование моде, когда любое объединение людей называют командой, при этом нет четкого представления о целях ее создания и существующих в ней ролях. Или просто в данной компании руководству и кадровой службе удалось объединить большую часть коллектива одной целью, стратегией действия, системой мотивации. Действительно, положительный опыт кадровой работы по сплочению трудовых коллективов накоплен в республике в гораздо большей степени, чем опыт в командообразовании. А уж единомышленниками всем сотрудникам, тем более членам одной команды, и не нужно быть. Ведь именно при разномыслии, то есть разнообразии мнений, и рождаются обычно креативные идеи. Да и в современных компаниях насчитываются десятки, а то и сотни сотрудников, поэтому можно говорить о воспитании у них командного духа, но не о едином мышлении.
Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента развитых стран в последнее десятилетие XX века.
Такие методы работы требуют от членов команды перестройки мышления, поведения, способов принятия решений. Помимо этого, происходит сплочение остальных сотрудников внутри структурных подразделений, формируется понимание общих целей, улучшается психологический климат. Процесс командообразования долгий и трудоемкий. Нужно быть готовым к тому, что он может не оправдать затраты, связанные с его построением и поддержанием. Практика показывает, что формировать управленческую или любую другую команду только потому, что это модно, бесполезно. Она обычно нужна, когда к руководителю организации пришло понимание, что необходим свежий взгляд на проблемы через планирование деятельности компании в формате «мозгового штурма», а предприятию или его подразделению для прорыва на более высокий уровень требуется толчок в виде нового ресурса развития. Данная потребность возникает при планировании важных структурных изменений, появлении новых направлений деятельности, серьезных проблемах в производстве, критической ситуации с конкуренцией на рынке труда, вызывающей необходимость создания высоконадежных систем отбора, адаптации, подготовки, развития и стабилизации персонала.
Команды, в зависимости от цели их построения, можно условно разделить на несколько типов:
-
управленческая — объединяет руководителей высшего и среднего звена;
-
проектная — создана с целью решения очень важной для производства бизнес-проблемы;
-
функциональная — команда в границах структурного подразделения и ряд других.
<...>
<...>