Базовая ставка 250,00 руб.
Бюджет прожиточного минимума 406,74 руб.
Размер МЗП 626,00 руб.
Базовая величина 40,00 руб.

+375(17) 378-83-89

Оформить доступ

Квинтэссенция KEF: свобода, кризис, будущее, общее благо, устойчивое развитие, конкуренция, равновесие

Квинтэссенция KEF: свобода, кризис, будущее, общее благо, устойчивое развитие, конкуренция, равновесие

«Беларусь переходит к новому, позитивному, этапу своего развития»

Александр Турчин

5–6 ноября в Минске работала одна из самых авторитетных экономических площадок — KEF («KEF-2018: Беларусь в дивном новом мире»), на которой традиционно обсуждались вопросы современной экономической парадигмы, глобальных рисков и возможностей, которые несет в себе будущее.

Мероприятие состоялось в шестой раз. Участники конференции говорили о кризисе доверия и кризисе институтов в контексте свободной торговли, векторе развития IT-страны, проблемах конкуренции и конкурентоспособности, вызовах для устойчивого развития, потенциальных реформах и хрупкости макроэкономического равновесия.

Как отмечают организаторы конференции, всемирный экономический форум в Отчете о глобальных рисках за 2018 г. призывает к формированию нового социального контракта, аргументируя это тем, что 85% мировой рабочей силы хотели бы «переписать» правила игры в мировой экономике и воспринимают демократию как дополнительное зло из-за того, что глобальные риски слишком долго игнорировались теми, кто принимает решения. Однако, по оценкам экспертов, в истории не было богатых недемократических стран. Поэтому рекомендации спикеров конференции, на наш взгляд, становятся теми программными тегами, которые определяют векторы движения экономического сообщества в целях устойчивого развития.

Участие в панельных дискуссиях (суть которых мы позволим себе привести в нашем материале) приняли Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин; Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович; Министр финансов Максим Ермолович; первый заместитель Министра иностранных дел Андрей Евдоченко; заместитель Председателя Правления Национального банка Сергей Калечиц; председатель Постоянной комиссии по экономической политике, член Совета Палаты представителей Владислав Щепов.

Среди зарубежных спикеров конференции: д-р Катарина Матернова, заместитель генерального директора по вопросам переговоров о добрососедстве и расширении, Европейская комиссия; Майка Ошикава, директор Департамента по присоединению новых стран Секретариата ВТО; Сергей Гуриев, д.э.н., к.ф.-м.н., профессор, главный экономист ЕБРР; д-р Пшемыслав Ковальски, президент Совета директоров CASE (Польша); Наталья Волчкова, к.э.н., профессор РЭШ и директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР (Россия); Сату Кахконен, региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине; д-р Надим Илахи, старший постоянный представитель МВФ по региону Центральной, Восточной Европы.

В своем приветственном слове Александр Турчин, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, отметил, что за последние 25 лет мир стал несоизмеримо сложнее. «Мы наблюдаем машинизацию процессов и прорыв в IТ-сфере, но сталкиваемся с проблемой использования профессионального опыта: можно ли его заимствовать? Под вопросом и глобальный мировой опыт: по сути, и его нет. Но стоит ли опираться на конкретный опыт? Отсутствие сюрпризов  — лучший курс для развития экономики. Дело в глобальном изменении структуры мировой экономики, но если в Беларуси не захотят жить люди  — рост невозможен. Беларусь должна быть страной, привлекательной для жизни и капитала. Но пока говорить о серьезных шагах по привлечению капитала не приходится. Хотя предприняты значительные шаги, например, отмена Указа № 488. Речь идет о декриминализации экономических преступлений. И практика доказывает, что экономические методы понуждения исполнения закона являются более действенными, чем уголовное наказание и преследование. Беларусь переходит к новому, позитивному, этапу своего развития».

Катарина Матернова, заместитель Генерального директора по вопросам переговоров о добрососедстве и расширении, Европейская комиссия, определила нынешнее состояние бизнес-среды в Беларуси как бизнес изменений и бизнес контактов в атмосфере дружественного сотрудничества. Сату Кахконен, региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине, акцентировала внимание на вопросах интеграции и вступления Беларуси в ВТО и развивающихся отраслях: IТ, транспорт, образование.

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ НАВЕКИ? КРИЗИС ДОВЕРИЯ, КРИЗИС ИНСТИТУТОВ И УРОКИ ДЛЯ МАЛЫХ ОТКРЫТЫХ ЭКОНОМИК: МНЕНИЯ СПИКЕРОВ

По мнению Майки Ошикавы, директора Департамента по присоединению новых стран Секретариата ВТО, определен курс вступления Беларуси в ВТО (это есть вопрос восстановления доверия). Есть положительные результаты кризиса — страны стали понимать специфику работы ВТО, хотя все еще звучат вопросы о системе глобальной торговли. Уровень напряженности в глобальной торговле растет вследствие напряженности между Китаем и США. В чем заключается роль ВТО? Использование определенных сдерживающих инструментов приводит к ощущению нарушения существующего торгового порядка. Однако нельзя игнорировать масштабное развитие Китая. Существенное воздействие оказывает стремительное развитие технологий. Деятельность ВТО осложняется невозможностью актуализировать торговые предложения. Кроме того, наблюдается напряженность вследствие личной политической воли президента США Трампа. Да, политические решения важны, но должны приниматься и технические, то есть надлежать исполнению решения.

Любой кризис приводит к конструктивным реформам и последующим улучшениям.

«Беларусь уже в течение 25 лет пытается вступить в ВТО. Пора уже финализировать процесс (вступление не бывает быстрым (это около 10 лет), но пора убыстряться). За последние 2–3 года был достигнут существенный успех. Все члены ВТО приязненно настроены относительно Беларуси».

Однако Беларусь еще не завершила 19 переговорных процессов. Главная проблема — госсектор, ценовое регулирование, определенные фитосанитарные меры. Если говорить о сроках, то предполагается (в рамках графиков) вступление Беларуси в ВТО в 2020 году. Это вполне конкретный ориентир. Команда переговорщиков работает достойно, поэтому этот срок представляется вполне обоснованным и удачным, поскольку следующее заседание состоится в июне 2020 г. в Казахстане.

Андрей Евдоченко, первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь, считает, что кризис доверия возникает вследствие проблемы протекционизма. Все больше растет список экономических сдерживающих мер. Торговые конфликты имеют прямые последствия для Беларуси: пошлины на ввоз стали и алюминия, грузовые перевозки, авиаперевозки (сокращение объемов почти в 2–3 раза). Пик товаро­оборота наблюдался в 2012 году, после того к 2016 году — падение в два раза, и только с 2016 года мы стали прибавлять; с 2017 г. — 24%, 2018 г. — 18% (9 месяцев), но необходимо добрать еще почти 30 млрд долларов до уровня 2012 года».

По его мнению, Беларусь выступает за многостороннюю торговую площадку в лице ВТО. «За два года мы прошли очень много, больше, чем за предшествующие годы. Осталось 7 «трудных» стран. И три заседания рабочей группы в Женеве, в результате которых должен быть подготовлен заключительный документ», — заключает Андрей Евдоченко. Он также выразил несогласие с тезисом об отсутствии внешней торговой стратегии в ЕАЭС. «Подписан ряд соглашений о свободной торговле, на очереди Вьетнам, Китай, Сингапур, Индия, Египет. Сдерживающие факторы: небольшая переговорная команда и влияние отдельных партнеров. Более волнует отсутствие внутренней политики. Мы все же не продвинулись по пути формирования реального экономического союза вследствие отсутствия единых промышленной, энергетической, транспортной политик, поэтому имеем 7% товарооборота между странами — участницами ЕАЭС и 93% — с внешними партнерами. Диалог с ЕС — отдельная тема, но нет единого торгового соглашения. Поэтому поработать по вопросам либерализации взаимной торговли будет возможно только после того, как ЕС определится со стратегией совместных соглашений».

Что касается свободной торговли, то Пшемыслав Ковальски, президент Совета директоров CASE, задается следующими вопросами: возможна ли свободная торговля и можем ли мы говорить о том, что торговля была свободной в прошлом? Что значит быть маленькой открытой экономикой? Как должна управляться торговля? В то время как осуществляются попытки выработать меры по урегулированию торговых споров, мы наблюдаем кризис экономической парадигмы, который проявляется в симптомах несоответствия рынков и государств ведущих экономик мира (Китай и США). Вопрос о регулировании государственного участия в торговле однозначно не решен.

Наталья Волчкова, профессор РЭШ и директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР, отмечает актуальность вопросов возможностей для малых экономик и пренебрежения торговой политикой. «Торговля крайне важна, поэтому рост экономики напрямую зависит от торговли. Источником роста мировой экономики является рост средней производительности фирм. Торговая политика является критерием конкурентоспособности; либерализационная торговая политика является источником производительности экономики и роста заработных плат. Мы переживаем не кризис доверия, но переживаем рост популизма. Кризис ВТО связан прежде всего с глобализацией, с ростом протекционизма и популизма. Что делать? Во-первых, наилучшая политика — односторонняя либерализация экономики, но это идеально в теории, на практике — недостижимо. Во-вторых, внедрение «плоского» тарифа (единого для всей экономики, пример — Чили). Проблема ЕС заключается в отсутствии единой внутренней политики в отношении торговых барьеров (их устранении) (то есть нет четкого представления о «дорожных» картах либерализации)», — говорит аналитик. Современная история торговой политики — это встраивание в цепочки добавленной стоимости в рамках региональных политик.

ОЧЕРТАНИЯ IT-СТРАНЫ: К КАКОМУ БУДУЩЕМУ МЫ ДВИЖЕМСЯ?

По мнению Виктора Прокопени, основателя VP Capital, и у бизнес-сообщества, и у власти есть четкое понимание стратегии IT. Рост в 500 млн долл. (40%), в перспективе — до 2 млрд. Есть огромный потенциал включения в бизнес IT. В Беларуси 2,5% населения вовлечено в IT, в то время как в Европе занято 6%. Доходы от IT необходимо правильно обсуждать в обществе. Люди слабо реагируют на призывы и лозунги, но очень хорошо реагируют на деньги.

Предсказывать будущее по прошлому сложно.

Способность к образованию и скорость образования значительно изменились. Есть все основания смотреть в будущее позитивно. В современной финансовой системе очевиден эффект от движений, от решений, принятых конкретной командой. Не стыдно все измерять доходом.

Денис Филазофович, директор по цифровой трансформации A1 Telecom Austria Group, напротив, отмечает: «Не наблюдаю предпосылок для дальнейшей динамики роста IT. Долгий рост продолжаться не может. Тот темп, который мы наблюдали, есть результат долговременного движения. Поэтому статистика на фоне низкой базы впечатляет, однако рост будет замедляться. Есть тенденция: цифровое неравенство растет. Когда мы говорим об инвесторах, то генерализация здесь опасна. Вопрос об инвестировании принимается при оценке совокупности факторов, позволяющих получить максимальный экономический эффект. Крайне важна общность оценок профессионального сообщества. Важна стабильность и способность к прогнозированию».

ВЫЗОВЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ

Доктор Бен Слей, старший советник ПРООН для стран Европы и СНГ, отмечает, что обнаруживаются вопросы о терминологии: есть ли в тезисе «устойчивое развитие» смысл? Вот аргументы «за». Устойчивое развитие обретает прагматическое и практическое значение. Парадигма устойчивого развития имеет корни в экологическом движении. Однако существуют сдерживающие факторы: 1) тормоз в вопросах экономической политики; 2) вопрос о том, где взять деньги. Это вопрос не больной, но основной.

Нельзя управлять тем, 
что невозможно измерить.

«По вопросам социального развития и экологической устойчивости Беларусь выглядит вполне сносно. Здесь проблемы в экономическом состоянии и развитии. В настоящее время не наблюдается экономический рост. Мы в плену медленных реформ». Правительству необходимо обеспечить постепенный рост благосостояния своим гражданам.

Владислав Щепов, председатель Постоянной комиссии по экономической политике, член Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, считает, что наши темпы экономического роста недостаточны. «Ряд неточностей в экономической политике привели к девальвации. Объем инвестиций должен быть не менее 20–25% ВВП».

Иоанна Казана-Вишневецки, постоянный координатор ООН/постоянный представитель ПРООН в Беларуси, отмечает, что Беларусь достигла значительных успехов и уже занимает 53-ю строку среди 187 стран. НО! Хорошо быть в первой тридцатке. Тем не менее уже пришло время заниматься основными ценностями: мир, человеческая ценность, образование, окружающая среда, свобода.

По оценкам Александра Заборовского, советника Исполнительного директора Международного валютного фонда, макроэкономическая стабильность, без которой невозможно движение вперед, обеспечена Нацбанком. Вопрос заключается в текущих конъюнктурных реформах и их реализации.

РЕФОРМЫ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Андреа Викторин, глава представительства Европейского союза в Беларуси, подчеркивает, что в ЕС несколько иное понимание термина «реформы». Реформы предполагают прежде всего экономическое взаимодействие. Да, экономические результаты радуют, но есть пока не решенный вопрос — реформирование госсектора (модернизация и приватизация). Чтобы привлекать инвестиции, следует знать, что инвесторам интересно. Поэтому устойчивый результат возможен, если последующий результат соответствует ожиданиям. Отсюда пристальное внимание к развитию МСП и частного сектора; совершенствованию системы государственного управления (государство оказывает услуги своим гражданам); образованию (обучению) — включению в Болонский процесс, реформированию системы профессионального технического образования.

Надим Илахи, старший постоянный представитель Международного валютного фонда по региону Центральной, Восточной Европы, отмечает, что в Беларуси период макроэкономической стабильности, приемлемый уровень инфляции. Однако восстановление не может сохранять заданный темп, потому будет наблюдаться замедление.

Александр Пивоварский, руководитель программ ПРООН в Беларуси, смотрит с оптимизмом на будущее Беларуси. Достижением считает, что с 2016 года ЕБРР вошел в госсектор Беларуси (до этого периода 90% средств (450 млн долл.) находились в секторе частной собственности).

«Развитая и успешная экономика должна быть конкурентной, хорошо управляемой, интегрированной, экологически безопасной, инклюзивной, прочной (развитие рынка капитала в белорусских рублях). ЕБРР предполагает более интенсивное вхождение в капитал компании (например, вхождение в «Евроторг» через IPO)».

Кроме того, Беларусь демонстрирует низкий уровень коррупции.

РЕФОРМЫ КАК ОБЩЕЕ БЛАГО? ОБЗОР МНЕНИЙ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Сергей Гуриев, профессор, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, отмечает белорусскую «плавность» преобразований. Однако существует сонм проблем: рост популизма, кризис культуры, кризис доверия. Следует сконцентрироваться на госуправлении и обеспечении справедливого равенства/неравенства путем образования населения. Следует разорвать порочный экономико-политический круг и понимать, что нет в мире богатых недемократических стран. Актуален вопрос о реструктуризации госсектора и повышении его эффективности. Да, предприятия имеют избыточную занятость, но следует понимать, что это государственный социальный контракт. Госпредприятия есть источник проблем для банков. Приватизацию нужно проводить аккуратно, но это не значит, что ее необходимо откладывать.

Что касается МВФ, то следует понимать, что МВФ разворачивает свою деятельность в странах, где кризис уже разразился (сначала кризис — потом МВФ), и МВФ предлагает недорогие деньги, но требует их назад, поэтому фонд настаивает на зачастую болезненных реформах, чтобы стабилизировать экономику.

Эрик Ливни, основатель и президент Tbilino­mics Policy Advisors (Грузия), считает, что при росте средних показателей мы имеем рост неравенства и безработицы (это относительно Грузии: Грузия — лидер реформ, но при этом является квинтэссенцией всех проблем в экономике). Главная причина — «людей мы забыли»: возникла масса людей, которые не смогли встроиться в существующую систему координат.

Дарья Урбан, социолог Исследовательского центра ИПМ, аргументированно приводит доводы: необходимо понимать, для каких людей (с какой системой ценностей) мы проводим реформы.

Павел Данейко, управляющий Института приватизации и менеджмента, отмечает, что реформы трансформируют общество, поэтому они должны быть справедливыми. «В обществе есть поддержка реформ и люди, которые могут эффективно работать и должны хорошо зарабатывать. В Беларуси очень высокая доля среднего частного бизнеса, в то время как госпредприятия не имеют мотивацию создавать добавленную стоимость».

КОНКУРЕНЦИЯ ДЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: РАВНЫЕ УСЛОВИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЕ РЫНКИ

Как заметил Владимир Колтович, Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, программный документ 1994 года есть основа для дальнейшего развития. Задача МАРТ не наказать, а публично обсудить нарушения, чтобы в последующем их избежать. Предлагается новый подход к ценообразованию в ценовом регулировании в госмонополиях (внесены изменения в закон о естественных монополиях). «Интересно, что цены в условиях свободного рынка приросли на 3%, в то время как вследствие госрегулирования — на 6% (почтовые услуги — 10%)».

Поэтому должна быть разработана четкая программа, основными задачами которой являются анализ и выявление барьеров (анализ соответствия соблюдения норм законодательства); разработка «дорожных карт»; расчет индекса регулирования рынков; регулирование уровня культуры конкуренции в обществе. Кроме того, программа должна носить прикладной характер.

Грациела Миралес, старший экономист Глобальной группы по вопросам развития рынков и конкуренции Группы Всемирного банка, поднимает вопросы ценового сговора: высокая цена может быть объяснена участием в ценовом сговоре. «Регулирование в пользу конкуренции», — замечает аналитик.

Ален де Серр, заместитель директора отдела политических исследований, Департамент экономики, ОЭСР, считает достижением то, что Беларусь впервые примет участие (предполагается, что в январе — феврале 2019 г. будет участвовать в рейтинге ОЭСР по индексу РТР; опросник уже подготовлен) в расчете индекса регулирования товарных рынков, и отмечает роль надлежащего регулирования в рамках ОЭСР. По его мнению, конкуренция на товарном рынке — ключевой пункт стратегии стимулирования роста.

Тереза Морейро, глава Сектора по вопросам политики в области конкуренции и защиты прав потребителей ЮНКТАД, не видит оптимальных моделей, но считает, что можно получить должную консультацию и инструменты, чтобы прийти к успеху. «Мы не сравниваем страны, мы помогаем им, распространяем опыт в области конкуренции для стран с наименьшим опытом». Важно соблюдать конкурентный нейтралитет.

ХРУПКОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: ИДЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВ ИДЕАЛЬНОГО ШТОРМА

Жак Миньян, глава миссии Международного валютного фонда в Беларуси, отмечает, что Беларусь выглядит довольно уверенно. Инфляция значительно снизилась. Текущий уровень — абсолютный рекорд. Здесь два ключевых момента: ужесточение фискальной политики и предсказуемая монетарная политика. Однако даже если все неплохо, это не значит, что будет неплохо всегда (подобно мысли о том, что крышу надо чинить, когда светит солнце). «Следует совершенствовать усилия: нам платят за то, что мы волнуемся». Проблемы Беларуси — концентрированный экспорт (три ключевых партнера); концентрированное внешнее финансирование; уязвимость финансового сектора (здесь все же есть позитивный момент: уровень долларизации снижается).

Есть определенный запас прочности (около 7 млрд долл.); но если мы смотрим на аналитику, то траектория госдолга неидеальна. Поэтому лучше всего избегать истощения буферов. При этом показательна устойчивость белорусского рубля.

«Прекрасно, когда монетарная политика базируется на адекватных правилах. Одно из крупнейших достижений Беларуси — правильное изменение денежно-кредитной политики: инфляция соответствует целям Нацбанка, мы поддерживаем таргетирование инфляции, и Нацбанк постепенно движется в реализации этих целей».

Андрей Клепач, главный экономист, заместитель Председателя Внешэкономбанка (Россия), отметил, что санкции — это дестабилизатор валютного и финансового рынка, но с ними надо учиться жить. «В России рост в 6,5% уже недостижим, поскольку вследствие санкций мы наблюдаем отток капитала. Соответственно, необходимо руководствоваться методиками формирования «длинных» денежных ресурсов. Кроме того, следует считаться с рисками дальнейшего снижения российского рубля (ноябрь ничего хорошего не обещает; прогнозируется дальнейшее (в прогнозах незначительное) снижение к концу года)».

Галина Андронова-Винселет, менеджер глобальной практики по макроэкономике, торговле и инвестициям в регионе Европы и Центральной Азии, Всемирный банк, предлагает определить, кто (что) обеспечивает устойчивый рост. «Недостаточно ускорить рост, но необходимо стимулировать эффективность роста. Вопрос о госпредприятих не решен (задолженность растет, в 2018 году 145 госпредприятий были убыточными). Речь идет об увеличении гарантированного финансового государственного долга. Наблюдается динамика роста частной экономики».

Сергей Калечиц, заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, полагает, что пользоваться таким рычагом, как внешняя торговля, весьма проблематично, поскольку все же сохраняется высокий уровень долларизации торговли. Вопрос заимствований — это всегда вопрос цены. Если заимствования дорогие, то существенная сумма идет на обслуживание этих заимствований. «Наши резервы, к сожалению, ниже международных стандартов, хотя объем долга разумно рефинансируется».

Шоки будут весьма болезненными.

Тем не менее Нацбанк отвечает за финансовую и монетарную стабильность. И механизмы для выполнения целевых показателей есть. В целом по году уровень инфляции (за 10 месяцев) — 5,5% (целевой уровень — не выше 6%). «Нынешнюю политику Нацбанка можно назвать адекватной».

Максим Ермолович, Министр финансов Республики Беларусь, считает, что Беларусь дисциплинированно обслуживает госдолг. Структура бюджета требует стратегии качества бюджетных трат. «В период неблагоприятных внешних факторов мы сознательно рефинансировали госдолг из средств бюджета (в объеме 75%). В настоящее время ситуация выровнялась. На 2019–2021 годы приходятся пиковые выплаты, но есть бюджетные правила, согласно которым конъюнктурные доходы идут на покрытие обслуживания и объема госдолга. Планируемый уровень госдолга до конца 2018 г. — 40% ВВП. Это нормально. В среднесрочной перспективе потребность в рефинансировании составит 1,5 млрд долларов. Это тоже нормально. Мы занимаемся качеством долгового портфеля, что позволяет выполнить обязательства по досрочному погашению долга. Речь идет о сумме около 500 млн долларов. Основное противоречие заключается в том, что, не наращивая доходную часть, мы не можем формировать резервы, и без достаточного уровня ЗВР невозможно будет делать внешние заимствования.

Долго избегать расходов мы не можем, поэтому необходимо в 2019 году определить максимально оптимальный уровень расходов, чтобы погасить госдолг. Техническую возможность привлечь ресурсы Минфин видит. Вопрос заключается в том, насколько эти заимствования будут комфортными для нас. Здесь следует соблюдать баланс: комфортность и необходимость».

Деньги надо занимать, когда они не нужны.

«Поэтому необходимо привлекать 1,5 млрд долларов в год, тогда мы не будем иметь проблем с обслуживанием госдолга. Главный критерий — эффективная прибыль предприятий».

21.11.2018

Возврат к списку

Свежие статьи
Порядок оформления дел

2. Порядок оформления дел |

Дела организации подлежат оформлению при их заведении в делопроизводстве и при подготовке...

...о госпитализации

8. ...о госпитализации |

Работника забирает с рабочего места «скорая», но через три часа из больницы его отпускают,...