Есть конфликт? Давайте решать |
Конфликт — это ситуация, в которой все участвующие стороны занимают позицию, несовместимую по отношению к интересам другой стороны. Конфликты в коллективе даже полезны, их не стоит бояться — если в коллективе есть конфликт, значит коллектив «живой», людям небезразлична их деятельность, и они, скорее всего, заинтересованы в сохранении своего места работы. К тому же конфликт является хоть и не самым правильным, но все же хорошим путем выхода накопившегося внутри каждого из сотрудников негатива.
Стратегия поведения при конфликтных ситуациях
Среди наиболее частых позиций, занимаемых участниками конфликта, можно выделить следующие: уход, борьба, приспособление, компромисс и сотрудничество.
Уход (или уклонение) — позиция, в которой человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет спора не представляет большой ценности или если нет условий для продуктивного разрешения конфликта.
Борьба (либо принуждение) — это когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.
Приспособление (или уступчивость), когда одна из сторон отказывается от собственных интересов, приносит их в жертву другому, идет ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
Компромисс — это когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого для обеих сторон решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт.
Сотрудничество — тактика, при которой участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Ищем или бежим?
Но если говорить обобщенно, то, когда дело доходит до конфликта, большинство из нас реагирует на это так: мы либо пытаемся избежать его, либо разрешить. Назовем активных участников конфликта «искателями», а тех, кто предпочитает их избегать, соответственно, «избегателями».
«Избегатели» уклоняются от разногласий, ценят гармонию и позитивные отношения и часто стараются успокоить других людей во время конфликта или даже сменить тему. Они не хотят задевать чьи-либо чувства или разрушать отношения в команде.
«Искатели» же стремятся к активному участию в полемике. Они склонны к прямоте и честности, теряют спокойствие, когда другие не соответствуют их уровню откровенности и могут запросто выйти из себя.
<...>
Попробуем понять стиль коллеги
Наблюдайте. Не имеет значения, как хорошо вы знаете своего собеседника, играйте роль наблюдателя. Как он ведет себя во время напряженного общения на совещании? Что происходит с его лицом, когда с ним не соглашаются? Он любит, когда его собеседники детально описывают всю ситуацию или сразу переходят к делу и говорят по фактам? Что вы можете сказать о его стиле общения, исходя из своих наблюдений?
Узнайте мнение других людей. Вы можете узнать у своих коллег мнение о потенциальном собеседнике. Не устраивайте допрос, а просто попросите подтвердить или опровергнуть ваши собственные наблюдения, спрашивая что-то нейтральное, к примеру: «Я заметил, что он вышел из себя на встрече. Это нормально для него?» Очевидно, вы должны доверять тому, у кого спрашиваете, ведь вы не хотите, чтобы ваш коллега подумал, что вы все разведываете.
<...>
Как взаимодействуют стили
Если обе стороны — «искатели», возможна ли громкая ссора? А если вы оба являетесь «избегателями», должны ли вы забыть об идее прямого решения конфликта? Разберем каждое возможное сочетание и посмотрим, что конкретно происходит и какого подхода лучше придерживаться.
Оба «избегатели»
Что обычно происходит
Оба предпочитают ничего не делать.
Вы можете скрыть чувства, которые могут позже «взорваться».
Что делать
<...>
Оба «искатели»
Что обычно происходит
Ни один из вас не боится говорить все, что приходит в голову.
Дискуссия может легко перейти в спор.
Вы сгоряча можете начать говорить вещи, в которые на самом деле не верите.
Вы чувствуете взаимное неуважение.
Что делать
<...>
Вы «искатель», а ваш собеседник — «избегатель»
Что обычно происходит
Вы склонны задавить собеседника и заставить его принять вашу позицию.
Ваш собеседник может вести себя пассивно и настойчиво, чтобы убедительно донести свою точку зрения.
Что делать
<...>
Вы «избегатель», а ваш собеседник — «искатель»
Что обычно происходит
Вы можете склониться к тому, чтобы играть роль «хорошего парня» и соглашаться с тем, чего хочет ваш собеседник.
Ваш собеседник может вас просто затоптать.
Что делать
<...>
Далее читайте в статье.
<...>