Доверие как залог стабильности коллектива |
Кому вы больше всего доверяете? Что в этом человеке есть такого, чем другие люди не обладают? Почему вы верите ему больше, чем другим? Доверие — важный компонент успешного менеджмента. Это базовый принцип управления, от которого зависит мотивация и продуктивность сотрудников. Поэтому каждому руководителю стоит уделить особое внимание трем элементам доверия, о которых пойдет речь в статье.
Важность доверия и мифы
Доверие является необходимой основой для успешного развития любой компании. Если поговорить с руководителями о самых важных задачах, стоящих перед организацией, то доверие, по всей вероятности, будет названо в числе пяти основных. Без доверия компания не может добиться уровня сосредоточенности, преданности делу и воодушевления, которые ей необходимы для успешной конкуренции в рыночных условиях.
Перед тем, как выделить главные компоненты доверия, рассмотрим вначале основные заблуждения, связанные с этим понятием.
Миф 1: доверие — это хорошо, но мы научились работать, не думая об этом. Большинство руководителей, не способных повлиять на уровень доверия в организации, пытаются работать, не думая о нем. На самом деле низкая степень доверия обходится предприятиям недешево.
Миф 2: доверие зависит от другого человека. Поговорите с сотрудниками о низкой степени доверия в их организации и услышите, скорее всего, истории о том, что сделали их коллеги, чтобы испортить отношения. В действительности в этом процессе всегда виноваты обе стороны. Самое разумное — начать с себя.
Миф 3: верить всем или никому. Некоторые люди считают, что существует единый поведенческий стандарт, предлагающий ко всем относиться с доверием. Это не только неправильно, но зачастую опасно. Каждый вид взаимоотношений имеет свой оптимальный уровень доверия. Это подтверждает, что одни отношения требуют больше доверия, чем другие. При анализе доверия определяют не только его необходимый уровень, но и разумность или допустимость последнего, учитывая конкретную ситуацию или людей.
Миф 4: доверие требует времени. Чтобы завоевать или оказать доверие, нужно ждать и наблюдать. Мы медленно накапливаем опыт общения с людьми, помогающий нам оценить, насколько им можно доверять. Это стало общепринятой нормой при построении доверительных отношений. Однако при всех своих преимуществах этот подход слишком медленный для нашего века больших скоростей. Для большинства компаний доверие — это то, что требуется немедленно.
Миф 5: доверие возникает само по себе. Подобные рассуждения оправдывают нашу пассивность в создании доверительных отношений. Пассивность при таких отношениях принесет больше вреда, чем пользы.
Что значит внушать доверие?
Кому вы больше всего доверяете? Кто бы то ни был (жена, родители, бабушка и дедушка, друг или ваш любимый человек) — постарайтесь понять, почему вы верите именно этому человеку. Что в нем есть такого, чем другие люди не обладают? Почему вы верите ему больше, чем другим?
При ответе на этот вопрос отмечаются такие качества, как честность, обязательность, надежность, заботливость, верность, чуткость, правдивость, наличие схожих целей и ценностей, последовательность и готовность оказать помощь. Возникает образ прямого, честного человека, с уважением относящегося к тем, кого он любит.
Теперь вспомните того, кому вы доверяете меньше всех. Какими чертами и качествами обладает этот человек? Что вызывает у вас такую высокую степень недоверия? Люди в этом случае часто указывают на непоследовательность, нечестность, неверность, несовпадение целей, ненадежность, легкомыслие и т.д.
Сравните оба списка качеств людей. Что вы видите? Характеристики, формирующие доверие, прямо противоположны основным характеристикам, формирующим недоверие.
Компоненты доверия
Используя данные опросов, можно выделить три основных компонента доверия: последовательность, обязательность и способности.
1. Последовательность. В первую очередь и наиболее часто люди называют последовательность. Она имеет два аспекта. Первый связан с тем, насколько слова соответствуют делу. Выполняет ли человек свои обещания? Является ли он «человеком дела»? Второй аспект касается последовательности с точки зрения временного фактора. Всегда ли человек делает то, что говорит? Я могу выполнить обещанное один или два раза, но буду ли я сохранять обязательность и впредь. Это особенно важно в отношениях, когда о намерениях не заявляется явно. Другими словами, люди видят только то, что я делаю, и наблюдают за тем, насколько мое поведение будет последовательно в дальнейшем.
Доверие растет по мере того, как увеличивается наше восприятие целостности и предсказуемости. Ключевыми элементами доверия являются надежность и предсказуемость человека. Непоследовательность разрушает нашу способность предвидеть поведение другого человека и заставляет быть постоянно начеку.
В деловой среде цена неверия в надежность и последовательность в поведении поставщика или сотрудника своей организации может быть очень высокой. Установление доверительных отношений само по себе требует много сил, но потери, переделки и дополнительные расходы обходятся значительно дороже.
2. Обязательность. Обязательность как свойство человека тоже имеет два аспекта: забота, которую он демонстрирует в отношении нас, и намерения, которые человек имеет относительно наших общих целей. Довериться другому мы можем только в том случае, если уверены, что он принимает наши интересы близко к сердцу. Мы должны знать, что при возникновении проблем человек будет на нашей стороне, не предаст нас в угоду своим интересам. Подобная обязательность в поведении проявляется в ходе прямого и открытого общения, совместного принятия решений и уважения чувств и интересов друг друга.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>