Организационный психолог: польза или дань моде? |
Психолог в организации — уже не редкость. Кто это, зачем он нужен, действительно ли есть от него какая-то польза? Сегодня на эти вопросы постарается ответить Коноплицкая Татьяна Евгеньевна, организационный психолог. У нее за плечами более чем 20-летний стаж работы в области организационной психологии, 9 лет являлась руководителем психологической службы крупнейшего финансового холдинга страны.
— Татьяна Евгеньевна, расскажите, как все начиналось. Почему возникла такая необходимость введения должности организационного психолога, а в последующем и в создании психологической службы в Вашей организации?
— В середине 1990-х годов происходило объединение успешных финансовых государственной и коммерческой организаций в одну мощную структуру, руководителем, которой была назначена женщина. Как руководитель она была социально ориентирована, бережно, с заботой и уважением относилась к персоналу. При этом обладала прогрессивным взглядом на развитие бизнеса и организации в целом. Дала поручение ввести в службу персонала должность психолога.
В должностные обязанности данного специалиста включалось: изучение мнений работников по вопросам работы с персоналом, в том числе постоянный мониторинг удовлетворенности условиями труда (организацией рабочего места, оплатой труда, карьерным продвижением, обучением, управлением персоналом и др.) и одновременно, включая профессиональные вопросы, особенно при внедрении новых технологий работы, адаптация работников друг к другу (при осуществлении совместной работы, к новым требованиям и стилю управления); выработка единых подходов к управлению людьми и др. Психологу необходимо было профессионально выполнять задачу, направленную на повышение эффективности управления людьми и управляемости персонала, что оказывало влияние на эффективность и результативность работы всего коллектива.
— Что явилось фундаментом, на основе которого была создана и много лет успешно функционировала психологическая служба?
— Первое, что было сделано, — это разработан Кодекс профессионального поведения работника организации. Он активно обсуждался в трудовых коллективах, вносились предложения, пожелания и замечания работников. В 2001 году был утвержден руководством организации. На протяжении 20 лет постоянно совершенствуется в зависимости от требований времени.
Это был первый подобный Кодекс в Республике Беларусь. С этого момента каждый работник знал, какого профессионального поведения от него ожидает работодатель. Новички с Кодексом знакомились на этапе приема на работу.
Специалисту-психологу требовалось время для завоевания доверия работников. С течением времени работа оказалась востребована настолько, что возникла необходимость в создании целой психологической службы, представленной в том числе и специалистами-психологами в областных управлениях и филиалах крупных городов с персоналом не менее 380 человек. Сформированная служба состояла из 30 организационных психологов и одного социолога, прошедших очень серьезный и многоуровневый отбор.
— В чем конкретно заключается работа организационного психолога?
— Первое и важное — это возможность изучать мнения работников, при этом большинство опросов проводится анонимно. За подписью психолога или социолога общая аналитическая информация (обобщенное мнение людей по вопросам влияния экономических, организационно-кадровых, социальных, профессиональных факторов на работу всего персонала или отдельно взятого коллектива, включающая предложения и пожелания работников) доводится до руководства организации. Конечно, с выработкой конкретных предложений по решению тех или иных проблем, выявленных в ходе опроса. Таким образом, персоналу предоставляется уникальная возможность внести предложения руководству, при этом сохранить свою анонимность и не бояться за последствия. Руководству это позволяет владеть ситуацией и оперативно принимать приоритетные управленческие решения с учетом выявленных проблемных вопросов, то есть более эффективно распределять ресурсы и др.
Второе — это индивидуальная работа с людьми. Консультационно-коррекционная работа, направленная на повышение адаптации работника к изменяющимся условиям работы, связанным с внедрением новых технологий; вопросы личностного, профессионального и карьерного развития; помощь в определении вектора развития работника; оказание психологической помощи в преодолении стрессовых и чрезвычайных ситуаций, профессионального выгорания; участие в разрешении конфликтных ситуаций; вопросы семейного благополучия, воспитания детей и др.
Доказано, что различного рода переживания снижают эффективность работы сотрудника на 30–40% и более. Своевременная психологическая поддержка помогает человеку пережить сложные жизненные или профессиональные ситуации, повысить качество своей жизнедеятельности.
— Существуют ли опасения работников, что если довериться психологу на работе, то их частную информацию узнают другие работники или руководитель? Нет ли такого мнения, что если работник обратился к психологу, то с ним что-то не так?
— Сегодня в нашей стране нет особой необходимости разъяснять людям, что обращаться за помощью к психологу — это цивилизованно. Система психологической поддержки сопровождает жизнедеятельность человека начиная с детского садика, при ЗАГСах можно получить консультацию семейного психолога, можно обратиться к кризисному психологу на круглосуточно действующий психологический телефон доверия и получить профессиональную помощь и поддержку. Много информации в СМИ. Важно об этом помнить и знать, что ты не один!
В стране действует Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» (далее — Закон), в котором ясно прописано, что обращение к психологу конфиденциально. Без согласия работника информация не передается третьим лицам. Чтобы обеспечить эти условия работы, психолог в организации должен подчиняться только заместителю руководителя предприятия, курирующему вопросы работы с персоналом, и иметь свой персональный кабинет, что позволит психологу быть относительно независимым в профессиональной деятельности, в том числе и объективным в экспертных оценках, которые он постоянно проводит.
<...>
Далее читайте в материале.
<...>