Новая редакция Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» |
Закон Республики Беларусь от 11.10.2024 № 36-З «Об изменении законов по вопросам занятости населения» (далее — Закон № 36-З) направлен на создание условий для развития и поддержки высокой мотивации безработных к активному поиску работы и повышение эффективности вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан.
Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» изложен в новой редакции Законом № 36-З, который также вносит ряд изменений в 10 законов Республики Беларусь.
Для граждан
1. Изменяется подход по обучению безработных — под заказ нанимателя.
Обучение предлагается осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем.
В случае отказа от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен трехсторонний договор, либо неотработки установленного в договоре срока безработный обязан будет возместить понесенные государством затраты.
2. Расширяются возможности для обучения.
Предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по востребованным на рынке труда профессиям гражданам:
-
осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
3. Расширяется возможность для регистрации граждан в качестве безработных:
-
не только по месту жительства (прописки), но и месту пребывания;
-
по электронной регистрации в службе занятости.
4. Изменяются подходы к назначению пособия по безработице.
Период выплаты пособия по безработице сокращается с 6 до 3 месяцев.
При этом выплата пособия по безработице на протяжении 6 месяцев сохраняется:
-
для безработных граждан за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
-
проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
Пособие по безработице будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий — необходимо:
-
зарегистрироваться в службе занятости в течение месяца с даты увольнения;
-
быть уволенным только по уважительным причинам;
-
не менее 5 лет до регистрации безработным состоять в трудовых отношениях с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения.
Предусматривается назначение пособия по безработице независимо от стажа работы некоторым гражданам:
-
длительный перерыв в работе которых связан с уходом за детьми (ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет);
-
осуществляющим «родственный» уход за пожилым или инвалидом I группы;
-
в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу.
5. Максимальный период нахождения на учете в службе занятости сокращается с 18 до 12 месяцев.
6. Расширяется перечень категорий безработных, которым предоставляется возможность трудоустройства в счет брони:
-
для граждан предпенсионного возраста — за 5 лет до достижения пенсионного возраста (в настоящее время — за два года);
-
новые категории в счет брони — граждане, страдающие алкоголизмом, наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из лечебно-трудовых профилакториев.
Для нанимателей
1. Для обеспечения актуальности и полноты Общереспубликанского банка вакансий (далее — Общереспубликанский банк) закрепляются два новых требования для нанимателя:
-
обязательная подача вакансий в Общереспубликанский банк только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек);
-
запрет на размещение сведений о наличии вакансий на коммерческих онлайн-ресурсах, которые не заявлены в Общереспубликанский банк. При этом нанимателю не запрещается размещать сведения о вакансиях на иных онлайн-ресурсах.
Справочно
Наниматель обязан уведомлять о наличии вакансий в течение 5 дней с даты образования. Неисполнение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин (ч. 3 ст. 10.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Одновременно нанимателям предоставлена возможность не уведомлять службы занятости о наличии вакансий:
-
если работа по этой вакантной должности выполняется работником дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени.
2. Нанимателям предоставляется возможность заявлять в Общереспубликанский банк сведения не только о текущей, но и перспективной потребности в работниках.
Например, наниматель сможет заявлять в Общереспубликанский банк перспективные вакансии по планируемым к созданию новым рабочим местам или освобождаемым в перспективе действующим рабочим местам в связи с выходом работника на пенсию.
3. Внедряется институт квотирования рабочих мест для инвалидов.
Квоту предлагается устанавливать нанимателям всех форм собственности (за исключением общественных объединений инвалидов, их организационных структур и учрежденных ими коммерческих организаций, некоммерческих организаций и бюджетных организаций).
Как это будет работать?
Наниматель должен выделить или создать нужное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Эти места предназначены только для инвалидов и при их отсутствии должны быть вакантными, не заниматься другими категориями граждан.
В случае необоснованного отказа в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты наниматель и (или) уполномоченное должностное лицо нанимателя будут привлекаться к административной ответственности.
Порядок установления квот будет определяться Правительством Республики Беларусь.
Дополнительно
1. Изменения в терминологии:
-
определение «оплачиваемые общественные работы» предлагается заменить на «оплачиваемые временные работы».
Данное изменение вносится для разграничения понятия «общественные работы» как вида административного взыскания и понятия «оплачиваемые общественные работы», которые выполняются гражданами по срочным трудовым договорам либо гражданско-правовым договорам в целях получения дополнительного заработка;
-
дается определение термина «работники, находящиеся под угрозой увольнения»;
-
вводятся термины: «гражданин, обратившийся по вопросам трудоустройства», «квота для приема на работу инвалидов», «субсидированное рабочее место».
2. Дополняются основания для исключения из Реестра агентств по трудоустройству.
Агентства по трудоустройству представляют на ежегодной основе информацию об услугах по содействию в трудоустройстве за предыдущий год. В случае непредставления данной информации агентства по трудоустройству будут исключаться из Реестра агентств по трудоустройству по решению Министерства труда и социальной защиты.
Введение данной нормы позволит обеспечить актуализацию Реестра агентств по трудоустройству.
В республике зарегистрировано 214 агентств по трудоустройству, из них 130 юридических лиц и 84 индивидуальных предпринимателя.
Пресс-служба Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь