Работник сменил фамилию: оформляем изменения в кадровых документах |
Процедура внесения сведений в кадровые документы об изменении фамилии работника законодательством не определена (за исключением трудовых книжек), несмотря на то, что встречается на практике довольно часто. Рассмотрим, какие действия должны предпринять наниматель и работник в такой ситуации, а также как оформить изменения в кадровых документах.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 18 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется), если иное не вытекает из законодательства. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законодательством. При этом перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
НЕСОВПАДЕНИЕ ФАМИЛИИ В ДОКУМЕНТАХ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
При оформлении приема на работу иногда выявляются случаи, когда, например, фамилия работника в документе об образовании не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность. В такой ситуации у работника следует запросить дополнительные документы, чтобы определить причину указанного несоответствия, например, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака и др.
Документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца (далее — паспорт) (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»).
ИЗМЕНЕНИЕ ФАМИЛИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
При изменении фамилии человека возникает необходимость во внесении соответствующих изменений не только в его личные документы, но и в документы, связанные, например, с его трудовой деятельностью.
Примерный перечень документов, в которые следует внести изменения:
- личное дело;
- трудовая книжка;
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- трудовой договор (контракт);
- личная карточка (если такой документ ведется).
Также необходимо оформить работнику новое страховое свидетельство государственного социального страхования по форме ПУ-4, установленной в приложении 4 к Правилам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (в ред. постановления от 31.03.2009 № 398) (далее — Правила ИПУ).
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ФАМИЛИИ РАБОТНИКА
Алгоритм действий оформления изменения фамилии работника, который носит рекомендательный характер, может быть следующим:
1) подача работником на имя нанимателя заявления об изменении фамилии;
2) издание приказа об изменении фамилии работника;
3) внесение изменений в личное дело работника;
4) внесение изменений в личную карточку работника (если такой документ ведется);
5) внесение изменений в трудовой договор (контракт);
6) внесение изменений в трудовую книжку;
7) оформление нового страхового свидетельства государственного социального страхования;
8) уведомление государственных органов, организаций (по необходимости).
1. Подача работником на имя нанимателя заявления об изменении фамилии.
Законодательство не содержит требований к форме сообщения работником об изменении фамилии. Вместе с тем более предпочтительной представляется письменная форма, например, в виде оформления заявления.
Примерная форма заявления работника об изменении фамилии
ЗАЯВЛЕНИЕ Директору 04.09.2020 ООО «Радуга» Коробову В.К.
Прошу в связи с изменением фамилии «Тимошенко» на «Андреева» внести изменения в документы организации. Прилагаю копию паспорта № МР1234567, выданного Центральным РУВД г. Минска 03.09.2020, копию свидетельства о заключении брака I-ВН № 0011223, выданного отделом ЗАГС Центрального района г. Минска 15.08.2020.
Секретарь Андреева И.Н.Андреева |
||
Обязанность работника уведомить нанимателя об изменении анкетных данных (в том числе фамилии) предусмотрена ч. 2 п. 14 Правил ИПУ. В частности, застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными предъявить его работодателю для заполнения формы ПУ-1 (тип формы — изменение анкетных данных), установленной в приложении 1 к Правилам ИПУ (далее — форма ПУ-1), с целью последующего внесения в индивидуальный лицевой счет новых анкетных данных, повлекших изменение сведений, содержащихся в страховом свидетельстве государственного социального страхования.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>