Организация обучения работников в режиме онлайн |
Согласно ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) наниматель обязан обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством. Однако в связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией организация учебного процесса в привычном режиме стала затруднительной, учитывая необходимость соблюдения дистанции.
Основанием возникновения образовательных отношений между работником, нанимателем и организацией, реализующей образовательную программу, является договор (п. 1 ст. 55 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — КоО)). Виды договоров в сфере образования предусмотрены п. 2 ст. 59 КоО. Вид договора в сфере образования, на основании которого осуществляется обучение работника, зависит от образовательной программы, подлежащей освоению работником (переподготовка, повышение квалификации, обучающие курсы и др.).
Договоры в сфере образования заключаются по типовым формам, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99. Типовые формы договоров содержат пункты о дополнительных условиях, включаемых в договор по соглашению сторон. Именно в этих пунктах следует оговорить особенности организации учебного процесса с использованием информационных технологий: виды данных технологий, которые будут использоваться для коммуникации в процессе обучения, их характеристики и т.п.
Согласно п. 1 Положения о гарантиях при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее — Положение), направление работника на обучение оформляется приказом (распоряжением, постановлением) нанимателя, который является основанием для расчета и выплаты работнику денежных средств. В приказе (распоряжении, постановлении) отражаются даты обучения с учетом вызова учреждения образования и (или) договора с учреждением образования, времени проезда к месту обучения и обратно, иные обстоятельства. В частности, в приказе могут быть отражены вопросы, связанные с использованием в учебном процессе информационных технологий: техническое оснащение места расположения обучающегося, способы коммуникации и обмена информацией в процессе обучения и т.д.
Предусмотренные Положением гарантии работникам в связи с обучением (сохранение среднего заработка и др.) зависят в числе прочего от формы получения образования (очной или заочной). Формы получения образования предусмотрены ст. 17 КоО. Очная форма получения образования предполагает постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых организацией, реализующей образовательные программы. Заочная форма получения образования предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации. В качестве вида заочной формы получения образования предусмотрена дистанционная форма, при которой получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. В связи с этим может возникнуть вопрос: в какой форме в рассматриваемом случае работник считается получающим образование для целей предоставления ему гарантий?
Представляется, что форма получения образования не может определяться исключительно по критерию использования в образовательном процессе информационных технологий. Отнесение формы получения образования к очной или заочной зависит прежде всего от степени личной вовлеченности обучающегося во взаимодействие с преподавателем. Информационные технологии в образовательном процессе следует рассматривать как средство коммуникации между обучающимся и преподавателем. Но сама такая коммуникация может быть различного характера и продолжительности. Например, если обучающийся и преподаватель обмениваются информацией ежедневно в течение определенного времени в процессе обучения и контроля освоения материала, нельзя рассматривать форму получения образования как заочную только лишь на основании того, что обмен информацией осуществляется по видеосвязи или мессенджерам, а не в помещении учебного кабинета. Заочная форма получения образования имеет место лишь тогда, когда обучающийся осваивает материал преимущественно самостоятельно, а контакты между преподавателем и обучающимся сведены к минимуму, независимо от того, осуществляются они посредством личных встреч или по электронной связи.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>