Обжалование отказа в продлении срока действия разрешения на право занятия трудовой деятельностью в отношении иностранца |
В практике экономических судов нередки случаи обращения белорусских субъектов хозяйствования с требованием об обжаловании действий территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь об отказе в продлении срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина.
Такие заявления рассматриваются экономическими судами в порядке главы 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, должностных лиц».
В соответствии со ст. 227 ХПК юрлицо, ИП вправе подать в суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта госоргана, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы этого лица, или обжаловать действия (бездействие) госоргана, органа местного управления и самоуправления или должностного лица, если считает, что нарушены его права и законные интересы.
В п. 16.8 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень административных процедур), предусмотрена административная процедура «Однократное продление срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства». Необходимые документы для ее совершения (заявление, копия документа для выезда за границу, документ, подтверждающий внесение платы) подаются в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкома и подлежат рассмотрению в 5-дневный срок. Предметом судебной оценки становится вопрос о том, предусмотрены ли действующим законодательством основания для отказа в совершении указанной административной процедуры.
Приведем пример такого спора.
Позиции сторон
ООО «А» обратилось в экономический суд с заявлением о признании незаконным действия областного УВД об отказе в продлении срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношение гражданина Республики Узбекистан Х. Заявитель полагал, что обжалуемое действие заинтересованного лица об отказе в продлении срока действия специального разрешения в отношении Х. является незаконным и необоснованным. Заявитель обосновывал свою позицию тем, что им были поданы заинтересованному лицу все необходимые документы, а также соблюдены все требования законодательства, необходимые для осуществления данной административной процедуры. Однако в продлении срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении Х. было отказано в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.
По мнению заявителя, обжалуемое действие нарушило право заявителя на привлечение того или иного кандидата на определенную должность, поскольку это является правом именно нанимателя, чем непосредственно нарушается процесс хозяйственной деятельности общества.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и в судебном заседании не согласилось с доводами заявителя, считало их необоснованными, а поданное заявление — не подлежащим удовлетворению.
Обстоятельства дела
Экономический суд при рассмотрении дела установил следующие обстоятельства.
ООО «А» в Управление по гражданству и миграции управления внутренних дел (далее — УГиМ УВД) было подано заявление от 11.06.2019 о продлении срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении гражданина Республики Узбекистан Х. в качестве помощника руководителя организации. К заявлению была приложена копия паспорта Х., копия документа, подтверждающего уплату госпошлины, специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Согласно сведениям Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Х. с 07.10.2019 является одним из участников ООО «А», зарегистрированного 25.04.2018.
В рамках осуществления проверочных мероприятий при рассмотрении заявления от 11.06.2019 УГиМ был направлен запрос в территориальное управление ГУБОПиК МВД с целью установления обстоятельств, препятствующих выдаче (продлению) специального разрешения. По поступившему в УГиМ на данный запрос ответу ГУБОПиК МВД указало на нецелесообразность выдачи (продления) специального разрешения в отношении Х. на основании анализа имеющейся оперативной информации.
УГиМ было отказано в однократном продлении срока действия специального разрешения в отношении Х., о чем 25.06.2019 было вынесено заключение об отказе в однократном продлении специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — заключение от 25.06.2019).
Заявителем 04.09.2019 была подана административная жалоба в Департамент по гражданству и миграции МВД (далее — ДГиМ МВД), которым 04.10.2019 было вынесено заключение по результатам рассмотрения жалобы — обжалованные административные решения были оставлены без изменения.
В соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции) трудовая деятельность в Республике Беларусь осуществляется трудящимися-иммигрантами в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных данным Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции закреплены в ст. 9 Закона о внешней трудовой миграции, которая разграничивает компетенцию между МВД и его структурными подразделениями: ДГиМ МВД и подразделениями по гражданству и миграции. Так, ДГиМ МВД, среди прочего, принимает меры по предотвращению и пресечению незаконной внешней трудовой миграции, выдает разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а управления внутренних дел облисполкомов выдают специальные разрешения.
Одной из основных задач УГиМ УВД в области внешней трудовой и вынужденной миграции является контроль за привлечением нанимателями Республики Беларусь для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь. УГиМ УВД в пределах своей компетенции принимает меры по предотвращению и пресечению незаконной внешней трудовой миграции.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции трудящиеся-иммигранты осуществляют трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии наличия специального разрешения и заключения трудового договора, в случае аннулирования специального разрешения соответствующий трудовой договор с трудящимся-иммигрантом прекращается.
Порядок организации работы по выдаче специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесению в них изменений, однократному продлению срока их действия и их аннулированию исходя из ст. 29 Закона о внешней трудовой миграции определяется МВД по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Такой порядок определен согласованным с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь постановлением от 24.06.2016 № 173 «О порядке выдачи разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства», которым утверждена Инструкция о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования (далее — Инструкция).
В соответствии с п. 17 Инструкции подразделение по гражданству и миграции при рассмотрении заявления об однократном продлении специального разрешения вправе принять одно из следующих административных решений:
- об отказе в принятии заявления;
- о выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специального разрешения;
- об отказе в выдаче (однократном продлении срока действия, внесении изменений) специального разрешения.
На основании изложенного заинтересованное лицо в пределах предоставленных законодательством Республики Беларусь полномочий обладало компетенцией на принятие решения об отказе в однократном продлении срока действия специального разрешения.
Согласно ч. 1, 7 ст. 29 Закона о внешней трудовой миграции специальное разрешение выдается нанимателю Республики Беларусь в отношении иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Срок действия специального разрешения может быть продлен однократно по заявлению нанимателя Республики Беларусь. Отказ в однократном продлении срока действия специального разрешения в отношении Х. был осуществлен заинтересованным лицом на основании абз. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о внешней трудовой миграции, о чем было вынесено заключение от 25.06.2019.
<...>
Далее читайте в статье.
<...>