Комментарий к статье 61 "Оплата труда работников" Трудового кодекса Республики Беларусь |
Статья 61. Оплата труда работников
Оплата труда работников — определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором.
Оплата труда работников, за исключением работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем.
Оплата труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку.
Оплата труда государственных служащих производится на основе месячных должностных окладов, определяемых в соответствии с законодательством.
Отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и наличие у работника соответствующей квалификации определяются нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность работников по отдельным должностям служащих.
Рабочим, выполняющим нормы труда, присвоение более высокой квалификации производится в первую очередь.
Комментарий к статье 61
1. В соответствии с Законом № 219-З комментируемая статья изложена в новой редакции.
По сравнению с ранее действовавшей редакцией в новой редакции статьи:
1) в ч. 1 ст. 61 с учетом требований ч. 2 ст. 1 закреплено определение термина «оплата труда»;
2) в ч. 2 и 3 ст. 61 более четко разграничены подходы к определению базы при установлении тарифной части заработной платы работников бюджетных организаций и работников, не относящихся к работникам бюджетных организаций, с учетом комплексного изменения с 1 января 2020 г. системы оплаты труда работников бюджетных организаций, а также с учетом закрепленных в действующем законодательстве подходов к оплате труда работников, не относящихся к работникам бюджетных организаций. При этом:
— ч. 1 ст. 61 в прежней редакции при изложении указанной статьи в новой редакции структурирована на две самостоятельные части (ч. 2, 3) применительно к работникам бюджетных организаций и работникам, не относящимся к работникам бюджетных организаций. Такой подход в большей степени соответствует законодательно установленным требованиям нормотворческой техники;
— осуществлены терминологические уточнения с учетом более четких подходов в новой редакции ТК к понятийному аппарату, касающемуся тарифной части заработной платы соответствующих категорий работников (для работников бюджетных организаций тарифную часть заработной платы составляют оклады, определяемые на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку; в отношении работников, за исключением работников бюджетных организаций, используется понятие «тарифные ставки (тарифные оклады)»);
— исключено указание на то, что соответствующие тарифы оплаты труда работников бюджетных организаций определяются Правительством или уполномоченным им органом, что обусловлено комплексным изменением подходов к регулированию оплаты труда указанных работников. В частности, реформирование в области оплаты труда работников бюджетных организаций направлено на переход от централизованного к смешанному регулированию в данной сфере и расширение прав государственных органов и руководителей бюджетных организаций;
3) в ч. 4 ст. 61 установлено, что оплата труда государственных служащих производится на основе месячных должностных окладов, определяемых в соответствии с законодательством. Статья 61 дополнена данной нормой в целях отображения тарифов оплаты труда государственных служащих и закрепления порядка их определения, поскольку указанные тарифы в соответствии с п. 3 ст. 56 входят в систему государственных гарантий по оплате труда работников;
4) в ч. 5 ст. 61 (в прежней редакции — ч. 2 ст. 61) уточнен порядок отнесения выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и определения наличия у работника соответствующей квалификации с учетом иных изменений, внесенных в ТК и в законодательство об оплате труда, в частности:
— установлено, что отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и наличие у работника соответствующей квалификации определяются нанимателем (в отличие от ранее действовавшей редакции данной нормы, согласно которой все перечисленное осуществлялось в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем);
— в перечень источников, в соответствии с которыми производится отнесение выполняемых работ к должностям служащих (профессиям рабочих), разрядам и определение наличия у работника соответствующей квалификации, помимо квалификационных справочников, утвержденных в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, включены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность работников по отдельным должностям служащих, что обусловлено наличием ряда требований в данной части именно в соответствующих нормативных правовых актах. При этом используется собирательное понятие «квалификационные справочники» и конкретизирован орган, определяющий порядок их утверждения;
— произведены редакционные изменения нормы с учетом изменения терминологии, используемой в ТК (см. абз. 2, 12 ч. 1 ст. 1 и ком. к ст. 1);
5) исключена норма, согласно которой, если рабочий успешно выполнял не менее 3 месяцев в течение года работы более высокой квалификации, он имеет право требовать от нанимателя присвоения ему в установленном порядке более высокой квалификации (ч. 4 ст. 61 в предыдущей редакции).
2. В ч. 1 ст. 61 содержится определение термина «оплата труда работников»: определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором.
Сопоставление данного определения с понятием «заработная плата», содержащимся в ч. 1 ст. 57, свидетельствует, что понятие «оплата труда» является более широким по отношению к понятию «заработная плата», поскольку подразумевает соответствующую деятельность нанимателя, направленную на определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы и, в конечном итоге, на реализацию государственных гарантий по оплате труда работников (см. ком. к ст. 56). С учетом содержания ст. 56 и 57 такого рода разграничение указанных понятий представляется оправданным.
...
Комментарий к статье 61 Трудового кодекса Республики Беларусь доступен только для подписчиков.
<...>